Князья и изгои: Польша (окончание)

Могучее здание Польской державы стало трещать и осыпаться сразу после смерти короля Болеслава.

На польский трон сел его сын Мечислав.

Я не знаю, сильно ли вы удивитесь, когда я скажу, что первое дело, которое проделал Мечислав, было изгнание из Польши своих родных братьев Оттона и Безприма.

Те бегут к соседям, прося о помощи. Оттон в Германию, а Безприм на Русь.

Соседи, естественно, с радостью эту помощь оказывают. Они, просто отталкивая локтями друг друга, полезли восстанавливать в Польше справедливость. Так сильна была в европейских народах тяга к ней.

Первыми справедливость в Польшу пришли восстанавливать венгры. Хотя им и дольше всех идти было, но ради справедливости чего не сделаешь?

Они оттяпали у Польши Словакию и часть Моравии. И, по крайней мере в глазах венгров, это было вполне справедливо.

Следом пришли восстанавливать в Польше справедливость чехи. Они хранили благодарную память о том, как поляки при Болеславе восстанавливали справедливость в Чехии, долго ждали момента, чтобы отблагодарить соседа и вот дождались.

Для начала они захватили ту, часть Моравии, которую не успели засправедливеть венгры. Потом решили, что не справедливо, чтоб Моравия была поделена между двумя странами. И прогнали венгров из остальной части Моравии, присоединив всю её к Чехии.

Тут на защиту справедливости поднялась наконец и Германская Империя. Во благо справедливости и всеобщего счастья она отняла у Польши Лужицкую марку.

Насытившись справедливостью и вдосталь накормив её поляков, соседние державы вспомнили про Оттона и, ковыряя в зубах после сытной справедливости, заметили Мечиславу, что братьев обижать нельзя. Нехорошо это.

Мечислав вынужден был смириться и со всеми территориальными потерями и с возвращением в Польшу своего брата. Он даже вынужден был согласиться разделить с ним власть.

Но тут в дело восстановление справедливости с истинно русским размахом  вмешалась Русь.

Крупные русские войска вторгаются в Польшу. Отбирают назад Червенские земли, забирают Брест, тщательно выжигают всё до чего дотянулись и угоняют тысячи пленных.

Тут всем сразу стало понятно кто самый крупный поборник справедливости в Европе. И все согласились, что справедливей всего польским королём быть Безприму, пришедшему в Польшу вместе с русскими войсками.

Безприм им и стал. Но как только русские вернулись домой, так Безприма тут же и убили его любящие братья Оттон и Мечислав.

Но им как то же надо было разделить между собой власть.

О том, чтоб самим договорится и речи  быть не могло. Братья  решили вновь поискать справедливости на стороне, как будто до сего момента мало её от соседей увидели.

Они обратились за посредничеством к Германскому Императору. Тот не отказал в помощи. Он разделил Польшу на две части. Одну Оттону, другую Мечиславу. Потом подумал-подумал и отрезал от Польши ещё кусок в пользу какого то двоюродного брата Оттона и Мечислава по имени Дитрих.

Странно, но даже такое, в высшей степени справедливое решение, не принесло в Польшу мир.

Сев на трон в своей части Польши Оттон первым делом решил убить Мечислава.

 

Знаете, глядя на такое, остаётся только пожалеть, что в отношении польских королей не проводилась политика контроля рождаемости. Ну нельзя им было многодетными быть. Никак нельзя.

 

Мечиславу удалось спастись и бежать из Польши.

А брат его Оттон стал править единолично. Но недолго. Однажды его убили. Сделала это высшая польская знать, обвинив Оттона в тиранстве.

Мечислав возвращается в Польшу, снова садится на трон. Но не сразу, а сначала испросив на это разрешения у Германского Императора.

Представляете до чего Польша дошла!

А ведь это только 1033 год. Всего то навсего 8 лет прошло со смерти великого короля Болеслава.

Германский Император милостиво разрешает Мечиславу править Польшей, но с условием, что тот отречётся от королевского титула. Мечислав соглашается.

Тогда торжествующий Император созывает съезд всех германских князей и там, в присутствии всей немецкой знати польский король отказывается от титула переданного ему великим отцом.

Так, что в Польшу Мечислав вернулся уже Великим Князем Польши. И через год умер от яда, поднесённого заботливой рукой польской знати.

Дело в том, что во время всей этой заварухи со справедливостью королевская власть в Польше сначала сильно ослабла, а потом, как мы видим, и вовсе исчезла. Зато  власть шляхты в Польше неимоверно выросла. И любые попытки хоть как то эту власть ограничить будут отныне восприниматься шляхтой как тиранство, а тираны в Польше не заживались.

В этом мы как раз, увы, от Польши сильно отличаемся.

 

Ну да ладно. Мечислав умирает и, как бы ни было плохо в Польше при нём, после его смерти всё стало многократно хуже.

Наследник его, Казимир, был ещё малолетка. Поэтому регентшей стала вдова Мечислава немка Рикса.

Эта Рикса, чтоб ей не скучно было одной править Польшей, призвала кучу земляков немцев и стала править вместе с ними. Поляки возмутились таким наплывом немцев и изгнали из страны их всех, а, заодно, и Риксу.

Был организован Регентский Совет из лиц высшей польской знати. Вот он и стал править Польшей. И это знати так понравилось, что когда Казимир подрос и пришла пора Регентскому Совету слагать свои полномочия, они просто взяли и прогнали Казимира. И продолжили править.

Таким образом в Польше, неожиданно для всех, установилась республика.

В принципе это конечно хорошо. Республика строй куда более прогрессивный чем монархия. Но только не в раннепольском варианте!

Не пошло чего то республиканское дело с первого раза у поляков.

Знатнейшие роды тут же насмерть перессорились между собой. А тут ещё по всей Польше вспыхнули народные восстания.

Так, не успев толком побыть республикой, Польша обрушилась в анархию.

Совершенно осатаневшее от такой жизни простонародье режет по всей Польше шляхту, громит и жжёт шляхтетские имения.

Республиканским правителям на это плевать. Они очень заняты. Им надо срочно убить друг друга, что они и пытаются проделать со всей польской лихостью и отвагой.

защитники

 

Уже говорилось выше, что по известным причинам, любое народное восстание в Польше сразу же принимало антихристианский характер.

Вот и в данном случае исключения не было. По всей Польше народ уничтожает церкви и монастыри, грабит церковное добро, убивает или изгоняет церковнослужителей и монахов.

Вообщем – полный хаос.

А кто же поможет государству впавшему в хаос как не добрая братская рука соседа!

 

Чехи входят в Польшу и без всякого сопротивления отсакраливают кусок за куском. Ещё чуть-чуть и вся Польша оказалась бы поглощена Чехией.

 

Но тут в дело вновь вмешивается Германская Империя. Мы уже видели как при Болеславе Храбром, Империя воспротивилась созданию единой западнославянской державы.

Вот и сейчас она встала на пути этого процесса. И немцам не важно, что в прошлый раз поляки покоряли чехов, а в этот  раз, наоборот, чехи поляков.

И в том и в другом случае единое государство славян неприемлемо для Империи.

 

Германский Император, которым тогда был Генрих Третий, принимает беглого Казимира под своё покровительство и объявляет войну Чехии.

Эту войну мы описывать не будем. Скажем только, что была она упорной и кровавой, да проходила на территории Польши.

Чехи потерпели поражение и вынуждены были отказаться от братской помощи всей Польше, оставив за собой только Силезию, которая, как всем  известно, является сакральным местом Чехии.

В те времена (на минуточку - тысячу лет назад!!!) это прокатывало.

А Казимир во главе немецких отрядов возвращается в Чехию. Измученное население и утомлённая республикой шляхта встречают его воплями восторга.

Пусть и не король (немцы не разрешили ему стать королём) но Великий князь наконец у Польши появился.

В историю Казимир войдёт под прозвищем Восстановитель. Прозвание это почётное и Казимиром полностью заслуженное. Он не мало потрудился, чтоб восстановить польское государство.

И для начала ему пришлось выдержать серьёзную войну.

В Мазовии, некий Моисей, бывший дружинник Мечислава, собрал вокруг себя множество языческих племён, литву, прусов, поморских славян и отложился от Польши.

Первым делом этот Моисея полностью искоренил в Мазовии христианство. И вот в Польше, плюсом к предыдущему счастью, вспыхивает религиозная война. Язычники против христиан.

Первые походы против язычников не принесли Казимиру успеха. Тогда он находит себе сильных союзников в русских.

Казимир заключает союз с Ярославом Мудрым. Как тогда водилось, политический союз был скреплён союзом брачным. Казимир женится на сестре Ярослава Доброгневе.

Но даже вместе с русскими хребёт Мазовии ломать пришлось долго. Язычники отчаянно дерутся за веру пращуров и польско-русским ратям приходится совершать аж три изнурительных похода в Мазовию.

Во время последнего вождь язычников Моисей погибает и Мазовия вновь входит в состав Польши.

Казимиру наследовал Болеслав Смелый, но об этом польском правителе и делах его мы уже подробно поведали в той части повествования, где шла речь о русском князе Изяславе.

 

Ну вот и мы и пробежали с вами по начальной истории Польши. Этот период называется «Польша Пястов», по имени династии управлявшей тогда Польшей.

Мы увидели, как зарождалась Польша, как достигла своего могущества при Болеславе Храбром, потеряла его и вновь обрела уже при Болеславе Смелом.

Мы увидели, как зарождались основы шляхтетской республики. Того очень своеобразного государственного устройства, которому в дальнейшем суждено было стать основой польской государственности.

Вообще к власти шляхты, с её сеймами, правом «вето», выборным и бесправным монархом принято относится критически. А ведь зря.

Именно благодаря такому государственному устройству Польша достигла зенита славы, став примерно в 15-17 веках самым могучим славянским государством.

 

А то, что именно этот строй в дальнейшем Польшу и погубил, ну так, что ж. Всё на свете бывает сначала полезным и прогрессивным, а потом стареет и становится вредным и опасным.

И надо вовремя избавляться от устаревшего, как бы дорого и близко сердцу оно не было. Иначе обычаи отцов убьют детей.

Примером может послужить и наша страна.

Российская монархия, создав великую Российскую империю, сама же её и погубила.

  Потому, что в 20 веке абсолютная монархия уже не прогрессивное явление, а дикость и смертельно опасное для страны варварство.

 

Ладно. Давайте в последний раз вернёмся в Польшу Пястов. Нам предстоит рассказать об ещё одном ключевом моменте в её истории – призвании Тевтонского ордена. Собственно это важный момент не только в польской но и вообще в славянской истории.

 

Для этого нам с вами придётся сильно пролистать страницы исторических хроник. Потому, что нам надо попасть аж в начало 13 века.

В то время Польша Пястов уже вошла в период феодальной раздробленности и нам с вами надо в Мазовию, где правит князь Конрад.

Этому Конраду, как и всей Мазовии очень сильно досаждали дикие прусы. Они регулярно грабили Мазовию и бедный Конрад ничего не мог сделать.

То есть он не только карательный поход предпринять не мог, но обороняться сил не имел. Потому как его боярство и дворянство плевать хотело на своего князя и воинов ему не давало.

А пруссы распоясывались всё больше и больше. Они уже и грабить обленились!

А просто однажды явились в замок к Конраду и потребовали много - много дани.

А он бы и рад дать, но откуда ему взять то? Это шляхта у него богатая, а сам то он как церковная крыса. А и не дать нельзя.

Конрад задумался.

Знаете, что он придумал? Не гадайте, всё равно, сто лет думать будете- не придумаете. Вы же не польский князь.

Так вот, Конрад устраивает у себя в замке пир и созывает туда всех мазовецких богатых шляхтичей и можновладельцев.

Они явились туда со своими жёнами и старшими детьми. На богатых конях. Сами разодетые, семейства разодетые. Где ж похвастаться богачеством перед соседями как не на княжьем пиру?

Ну, а пир даже и не начался. Сразу как гости собрались, Конрад, после первых же «Здравствуйте, гости дорогие» дал команду своим дружинникам.

Те напали на гостей и ободрали их сверху до низу. То есть буквально до нижних сорочек ограбили. И отпустили по домам. Пешком. Потому, что дорогих коней и богатые экипажи тоже отобрали.

Всё награбленное Конрад отдал прусам и те, удоволенные, временно оставили поляков в покое. Но ясно же было, что они опять придут! А второй раз подобным образом у Конрада дань собрать вряд ли получится.

Конрад опять задумался.

И снова придумал. Обратив внимание на успехи в борьбе с язычниками в Ливонии рыцарского ордена меченосцев, Конрад решил, что для борьбы с местными язычниками ему тоже нужен рыцарский орден.

И он его создаёт. Конрад учреждает польский рыцарский орден Христа и даёт Ордену во владение замок в Добрыне.

рыцарь тевтонец

(рыцари Ордена Христа)

По задумке Конрада польские крестоносцы должны были подобно своим собратьям из Ордена Меча покорять и побеждать язычников.

Но получилось всё наоборот. Прусы, проведав о том, что против них создали какой то Орден Христа и будучи, как все дикие народы, по детски любопытными, собрались и приступили к орденскому замку, чтоб посмотреть: а что это тут такое нам приготовили?

Взять замок они  не взяли, но перепугали польских крестоносцев до смерти. Отныне рыцари Ордена Христа перестали вообще выходить за пределы своего замка. Дошло до того, что шайка прусов всего из пяти человек грабила путников прямо у стен орденского замка, а рыцари боялись выйти и их унять.

Поняв, что ратных подвигов он от добрыньских рыцарей не дождётся, Конрад задумался в третий раз.

И лучше бы он этого не делал!

Конрад обратился за помощью к рыцарскому ордену, уже прославленному своей доблестью и воинскими подвигами. Это был Тевтонский Орден!

Он был создан немецкими рыцарями-крестоносцами в Палестине. Полное название "Орден дома Святой Марии Тевтонской" 

Ох и суровый же был этот Орден!

Рыцари жили вместе, спали на твёрдых ложах даже без намёка на подушки, матрасы и одеяла.

Ели только два раза в день и очень скудную пищу. В пост вообще ничего не ели. Рыцари Тевтонского Ордена не могли без позволения начальника выходить из помещения, писать или получать письма. Они не имели вообще никакой, даже минимальной собственности. Всё, что у них было и они сами целиком являлось собственностью Ордена.

тевтонские рыцари

(Тевтонские рыцари)

И при этом желающих вступить в Орден было хоть отбавляй. Таковой силы была тогда христианская вера, вернее христианский фанатизм в Европе.

Каждого желающего вступить в Тевтонский Орден братья-рыцари встречали таким предупреждением:

« Жестоко ошибаешься, если думаешь жить у нас спокойно и весело. Наш устав -когда хочешь есть, то должен поститься, когда хочешь поститься - должен есть, когда хочешь идти спать – должен бодрствовать, когда хочешь бодрствовать – должен идти спать. Ради Ордена ты должен отречься от отца и матери, от брата и сестры и в награду за это Орден даст тебе рубище, хлеб и воду»

Рыцари носили поверх доспехов чёрную тунику и белый плащ с чёрным крестом на левом плече. Знамя Ордена было черно-жёлто-белое.

Вот с этими то милейшими людьми и заключил договор польский князь Конрад. Он предоставил Ордену земли в обмен на его обещание защищать Польшу от набегов язычников.

Надо сказать, своё обещание братья-рыцари выполнили.

Принято считать, что тевтонцы попросту истребили прусов. Это не так. Конечно были и кровавые походы братьев - рыцарей по прусским землям. Но прусы порой давали очень ощутимый отпор Ордену.

Тогда Орден применил другую тактику. Он стали отбирать и похищать у прусов детей и отправлять их на обучение и воспитание в Германию.

Там, вкусившие европейской цивилизации и образования, дети вырастали вполне сложившимися европейцами и возвращаясь на Родину помогали устанавливать власть Ордена над прусами.

Вот таким образом, не за счёт перевеса в воинской силе, а за счёт превосходства в культуре Орден и одержал победу.

Так прусы перестали докучать Польше.

 Зато стал докучать сам Орден. Да как докучать! Именно у поляков родилась поговорка «Лучше иметь соседом упыря чем крестоносца»

Хребет Ордену ломали славяне, в основном Польша, долго, очень долго. Но это уже совсем другая история.

А нас, совершивших столь длительное путешествие по средневековой Европе и Азии, снова ждёт Русь конца 11 века.

 

                                                                            КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

                                                                             (продолжение следует)

 


Аватар пользователя mika

Отношение к полякам (польским евреям ) и в Израиле не очень хорошее. Уж и не знаю почему. 

Аватар пользователя Назаров

Странно. А чего так?

Аватар пользователя Крол

===В этом мы как раз, увы, от Польши сильно отличаемся.===

Не увы,а  слава Богу. Вы ещё, надеюсь, освятите про польский Сейм который решение принимал если только за него ЕДИНОГЛАСНО проголосовали все 400 шляхтича.

А такого не было никогда , в результате годами не могли принять ни один закон.

Чем всё закончилось  известно -государство Польское перестало существовать вообще.

И , кстати, считаю туда ему и дорога.

Так что совсем даже не ...увы.

Аватар пользователя прима

===В этом мы как раз, увы, от Польши сильно отличаемся.===

 

Мы от Поляков отличаемся всем. Как бы специально , на днях вернулся из Варшавы. Ох и мерзостный народишко :( !

Аватар пользователя Крол

Слушайте, чисто интересно.

А что вы там делали ? Зачем люди в Польшу, Прибалтику, Финляндию ездят...искренне не понимаю...вот что там делать.

Ну, ладно на заре перестройки, когда всё было в диковинку, но сейчас-то ...зачем !?