Дипломатия Святослава. Часть Десятая. ХАЗАРИЯ. В расцвете могущества

 

 

 

После арабо-хазарских войн Каганат восстановился удивительно быстро. Чему способствовало и выгодное географическое положение этого государства, и многочисленное трудолюбивое население.

Именно в этот период (9 век) Хазарский каганат достигает зенита своего могущества. Он принимает тот вид, который был описан нами во вступительной части к истории Каганата.

В Каганате процветают ремёсла. Хазарская керамика, украшения, оружие славятся далеко за пределами Каганата. О уровне развития хазарской экономики много говорит следующий факт, даже через три века после исчезновения хазар, изделия изготовленные в Каганате обильно представлены в захоронениях половецкой знати. Особенно стоит отметить хазарские украшения из стекла. Нам удивительно, но стеклянные бусы или серьги с кусочками стекла в те времена стоили дороже своих золотых собратьев. Стекло редкость. Производство его сложно. Но в Каганате –налажено.

В Каганате процветает архитектура. В тот период хазарские города растут и строятся один за другим.

В Каганате процветает торговля. Через донские степи и Каспий, через Крым проходят многочисленные караванные пути с Востока на Запад. Естественно Каганат берёт пошлины. Но и сам торгует. Торговать ему, как уже было сказано выше, очень даже было чем. Процветает и внутренняя торговля в Каганате. То есть торговля между различными хазарскими областями. Это крайне необычно для раннефеодального общества с его, по преимуществу, натуральным хозяйством. Высокая степень развития внутренней торговли в Хазарии говорит о высокой степени развития всего хазарского  общества.

Дань с подвластных народов, об этом тоже уже говорилось, немалая статья в хазарском бюджете. А данников немало. Все поволжские народы и даже Волжская Булгария платят дань Каганату. Платят дань и славянские племена.

Вот тут подошло нам время немного поговорить об отношениях Руси и Хазарии. Рассказ будет небольшим, так как эти отношения были крайне ограничены.

Никакого «хазарского ига» над Русью никогда не существовало.

Хазары действительно обложили славянские племена данью, причём достаточно лёгкой « по белке с дыма». Ну наверно некоторых славян пришлось хазарам слегка и побить для того, чтобы эту дань наложить. Вот и собственно всё иго. Ни о каких крупных нашествиях или хотя бы набегах хазар на Русь свидетельств не имеется.  И вообще о хазарах русская «Повесть временных лет» пишет сначала в записях за середину девятого века. Потом про хазар ни единого слова почти целый век! И затем идёт запись о походе Святослава на Каганат. Всё.

О чём это говорит? А о том, что любая мелкая банда половцев, что в позднейшие времена жили рядом с Русью, одна причинила русским неизмеримо больше бед чем весь Хазарский Каганат за всю свою историю.

 А дань? Ну так даже и эту лёгкую дань славянские племена скинули с плеч как только от родо-племеного строя перешли в своём развитии к государственности. Причём и воевать ради этого не пришлось. Просто перестали платить и всё. Ну не то, чтобы совсем уж перестали, просто вместо хазар стали платить своим князьям. Особо легче не стало.

Русская торговля, конечно, несколько страдала от того, что торговые пути заняты Каганатом. Но в чём эти страдания выражались? А в уплате пошлин. Конечно купцам и это страдания, но не «игом» же таможенные пошлины называть.

Вот кто действительно страдал так это русские воины. Как уже писалось выше, во время грабительских набегов руссов на Юг, хазары любили их грабить на обратном пути, когда руссы шли домой с добычей. Грабь награбленное так сказать. Между прочим так все поступали. Руссы в том числе. Самый известный случай наверно, это когда новгородцы ограбили литовцев, которые шли домой после грабежа шведов. Самый известный он потому, что следы его до сих пор имеются. Ворота в Софийском соборе Новгорода, они как раз с этого вот грабежа. Тоже своего рода «культурное наследие» наших предков.

Во времена не к ночи будь помянутой «борьбы с космополитизмом» в СССР, с лёгкой руки будущего академика Рыбакова в отношении Хазарского Каганата возник термин «паразитическое государство». Что сие означает неясно. Если это прозвище Каганат заслужил за то, что находился на богатых торговых путях и брал пошлины за транзитную торговлю, то остаётся только в недоумении развести руками. Ведь с таким же успехом «паразитическим государством» можно назвать и Новгородскую республику.

Ну да ладно. Рыбакову, наверно, простительно Хазарский Каганат «паразитом» было назвать. Куда историку деваться то было - ведь «борьба с космополитизмом» на дворе. В ней вся страна должна была участие принимать. Вплоть до дворников. А уж историки то тем паче. Ну, а Хазарский Каганат, в ввиду того, что некоторое время каганы исповедовали иудаизм, служил как нельзя более подходящим объектом для «борьбы с космополитизмом». Он в ряду объектов борьбы, занимал почётное второе место. Сразу после Израиля.

Но, повторю, Рыбакову, действительно серьёзному и уважаемому учёному, деваться было некуда. Попробуй в то время не поборись с коварными «космополитами».  А вот, что сказать про некоторых современных, прости Господи, исследователей( не хочу называть их историками, ибо там и образования то исторического нету), которые, всё никак не оставят хазар в покое и по сей день повторяют этот тяжёлый бред из сталинских времён про «паразитическое государство»? Ознакомившись с некоторой их писаниной про хазар, могу сказать только одно – этим людям «патриотическая железа» давно и с успехом заменила головной мозг.

Ибо невозможно, используя мозг, назвать взаимоотношения хазар с Русью «игом», а чистой воды грабительский поход Святослава, совершённый исключительно в интересах торгашей, «национально освободительной войной».

Ну да. А вы как думали? Это потомок Святослава – Владимир Мономах воевал с многократно более опасным противником, половцами, ради того, чтобы оградить Русские земли от страшных нашествий и погромов. Ради защиты земли русской он совершал свои дальние и трудные походы в Степь.

А Святослав и хазарский и последующие походы совершал исключительно с целью пограбить и обеспечить русским купцам больше прибыли.

Это сказано отнюдь не в упрёк Святославу. И по сей день, все войны имеют в основе торговую подоплёку. А уж в те времена тем паче. Просто в случае со Святославом эта цель совсем уж невооружённым глазом видна.

 

На самом деле Хазарский Каганат никаким «паразитическим государством» не являлся ( Да таковым вообще ни одно государство не являлось и не является. Что вообще значит этот дурной термин?).

Экономика Каганата была разнообразна и, для тех времён, очень развитая.

Основу её составляло земледельческо-скотоводческое хозяйство, ремёсла, внутренняя и внешняя торговля. И уж только потом пошлины и дани.

 

Выше уже говорилось о символической власти каганов. Об их сакрализации и, связанных с этим, многочисленных тягостях в их жизни.

Такое положение сложилось только после арабо-хазарской войны. Мы помним, что каган бегал как заяц по степи от арабов, а в конце концов принял веру врага, мусульманство.

Всё это сильно подорвало авторитет правящего рода Ашин ( помните – все каганы были только из этого рода?). И настало время брать реванш старому сопернику Ашинов, болгарскому роду Дулу.

Выходцы из этого рода, по линии хана Батбая, когда то перешедшего под власть Хазарии, имели свои родовые владения по Дону. Следовательно, их земли совсем не пострадали от арабского нашествия, которое прокатилось вверх по Волге.

И, поэтому, донские болгарские ханы, оказались самой влиятельной силой в Каганате на тот момент. Они не замедлили этим воспользоваться.

Сначала они просто навязали Ашинам соправительство. Так появилась в Каганате должность хан-бэка. Её занимал только болгарин из рода Дулу.

Затем каганов опять заставляют вернуться к язычеству. Ну, а следующим шагом, каган провозглашён фигурой божественной, сакральной, недоступной.

С тем каганы и утратили реальную власть на Хазарией. Но никогда не утратили желание завладеть ею вновь.

Это стремление и привело каганов к иудаизму.

Логика понятна. Чтобы вернуть власть, надо стряхнуть с себя путы сакральности. Чтобы стряхнуть с себя эти путы, надо расстаться с язычеством.

Но в пользу какой религии?

Мусульманство не подходило, так как память о проигранной арабо-хазарской войне всё ещё довлела над хазарами.

Христианство?  Эта религия была широко распространена в Каганате. Существовали даже отдельные епархии. Готская например. Целые хазарские роды переходили в христианство. Так например сделал один из влиятельнейших хазарских ханов Алп-Илитвер.

 Но распространение христианства вело к усилению влияния в Каганате Византии. А Византия своё влияние направляла исключительно на то, чтобы хазар из Крыма вытолкнуть. Для каганов перейти в христианство означало волей-неволей поспособствовать Византии в этом деле. На это, разумеется, каганы пойти не могли.

Оставался иудаизм. Вот в него то и обратился каган Обадия.

Реакция на это последовала незамедлительно. Болгарские хан-бэки сразу сообразили для чего каган предпринял такой шаг. Но они не собирались уступать власть в Каганате.

И вот в Хазарском Каганате полыхнула огромного размаха гражданская война. Потомки родов Ашан и Дулу вцепились друг другу в глотки в борьбе за власть. Как много веков назад в Тюркском каганате.

И эта борьба двух великих степных родов повлекла за собой гибель Хазарского Каганата.

Как и много веков назад – гибель Тюркского Каганата.