Дипломатия Святослава. Часть Одиннадцатая. ХАЗАРИЯ. Гибель Империи
Вообще для государства и народа введение государственной религии исповедующей единобожие ( т.н «авраамические религии – иудаизм, христианство, мусульманство), шаг безусловно прогрессивный.
Это всегда способствует укреплению и развитию страны. Иногда о появлении на исторической сцене того или иного народа можно говорить, после введения у него единобожной религии.
Вот например болгары. Выше уже было описано, что одна из ветвей болгар-тюрок, откочевав на Дунай и захватив там земли славянских племён, образовало государство Болгария. Но внутреннего единства в этом государстве не было. Ибо оно состояло из двух народностей: тюркской и славянской.
И только после принятия ханом Борисом христианства, эти народности сливаются в единую болгарскую нацию, которая существует и поныне.
То же можно сказать и про Русь.
Что представляло из себя наше государство до введения христианства?
Более или менее равноправный, более или менее добровольный союз славянских, мерянских, фино-угорских племён, объединённый под властью одного из славянских племён-поляне, управляемого скандинавской аристократической и военной верхушкой.
Не было между ними ничего общего и ничто кроме княжеского меча и секир его варяжской дружины не держало вместе это огромное пространство, от Балтики до Чёрного моря, населённое разноликими и разноязыкими народами.
А вот с введением христианства появилась общая вера, общая письменность, общий закон и много чего ещё общего.
После введения христианства на Руси и появился русский народ. А может и сразу русская нация. Хотя по некоторому мнению русская нация появилась на несколько веков позже русского народа, после Куликовской битвы. Не знаю, может и так.
Не забудем и ещё одного предшественника нашей России – Золотую Орду. Она и так была самым могучим государством в Европе, а после введения в Орде ханом Узбеком единой веры-мусульманства, очень быстро достигла зенита своего могущества и славы. При сыне Узбека, Джанибек-хане, Золотая орда стала самой сильной не только в Европе, но и в Азии, нанеся наконец решительное поражение своим извечным соперникам – Хулагидам.
Так, что, как видим, введение государственной единой веры, в тот период было безусловно делом прогрессивным.
Но у каждого правила бывают исключения. Таким исключением стал Хазарский Каганат. Там попытка введения единой веры привела к краху государства.
Почему так произошло? В чём причина.
Причины видятся следующими. Если мы посмотрим на Болгарию или на Русь, то увидим, что к моменту введения там христианства, практически вся аристократическая, военная и торговая верхушка уже сама по себе обратилась ко Христу. Можно сказать, что и Русь и Болгария стали христианскими странами естественным путём, до официального обращения к этой вере.
Этому не стоит удивляться. Дело в том, что аристократия она же в те времена была не только самая богатая, но и самая интеллектуально развитая часть общества.
И поэтому, медленно но верно, приходило к элите тогдашней Руси осознание того, что вот эти дикие прыгания вокруг деревянных прокопченных истуканов- ну ни какого отношения к Богу не имеют.
Да ещё и регулярные человеческие жертвоприношения своей противоестественностью отталкивали от себя развитую часть общества.
Вообщем чем дальше, тем больше элита понимала, что с этим язычеством, что то не так.
Но человек, то устроен таким образом, что всегда тянется к чему то святому. И вот тесное общение с христианской Византией показало русской элите эту святость. Пышные чинные богослужения, высокая христианская философия, всё это наводило на мысль, что вот это и есть путь к Богу.
Были тут и прагматические посылки. Ибо межгосударственные договоры с христианами и мусульманами Византия заключала на более выгодных условиях чем с язычниками и строже выполняла.
Вот поэтому один за другим аристократы принимают христианство.
С купцами дело обстояло ещё проще. Дело в том, что в мусульманских странах для торговцев-язычников предусматривались гораздно более высокие сборы и пошлины чем для иудеев, христиан или мусульман.
Так, что и пошлину больше плати, и за место на базаре больше плати и за верблюдов в караване тоже больше плати. И вообще всюду и всегда больше плати, чем те, кто трёх истинных религий придерживался.
Что же это такое, господа купцы! Этак и разориться не долго.
И купцы один за другим принимают правильное решение - да провались они пропадом эти Перун со Сварогом при таком то раскладе! Где тут у вас ближайшая церковь?
Тут конечно, с позиции наших дней, может вызвать удивление, с чего бы это мусульмане столь уважительно относились к иудеям и христианам. А, на самом деле удивляться нечему. В раннем средневековье в Исламе была широко распространена точка зрения о практическом равенстве иудаизма, христианства и мусульманства. При приоритете последнего разумеется. У представителей этих трёх религий в Исламе было даже общее название «Люди Книги»
И даже в законодательстве мусульманских стран указывалось : «Мусульманин, назвавший иудея или христианина нечестивым, сам является нечестивым»
Вот изложенные выше факторы и привели к практически гладкому введению христианства на Руси. Небольшие эксцессы в Новгороде были связаны с неурожаем. Народные недовольства, связанные с этим, языческие волхвы, возглавившие беспорядки на севере Руси, направляли на христианство.
Беспорядки были быстро и, по меркам тех времён, малокровно, подавлены.
А вот в Хазарии введение единоверия означало, прежде всего борьбу за власть. Причём борьбу между равновеликими силами – родами Ашун и Дулу.
До этого момента Хазарский Каганат был на удивление веротерпимым государством. Как уже написано выше – даже законы для различных конфессий были различными.
Хазары исходили из того, что нигде человек не чувствует себя так хорошо, как в том месте, где его вера свободна и не подвергается ни каким гонениям. Очень мудрая точка зрения и на ней эта держава стояла много веков.
Всё изменилось в одночасье! Гражданская война вещь сама по себе страшная, но вдвойне она страшней, когда принимает религиозные формы.
Каганат полыхнул от края до края! Воевали столичная итильская аристократия, возглавляемая каганом, против провинциальной степной знати. Среди которой, как уже говорилось, виднейшее место занимали потомки рода Дулу.
Борьба была беспощадной. Бились в полную силу.
На стороне степных родов численное превосходство. На стороне кагана деньги. Их ему в изобилии предоставляли купцы иудейского вероисповедания, количество которых в Каганате, после принятия каганом иудаизма, увеличилось.
Одно время казалось, что лагерь кагана терпит поражение. Даже сам каган погиб, причём зарезали его вместе со всей семьёй. Впрочем, как и положено во время гражданской войны.
Но, к несчастью для Хазарии, род каганов не дорезали.
Появляется новый каган, который в борьбе за власть нанимает себе на службу кочевой народ-венгры.
Интересно, но арабские источники называют венгров- башкиры, русские источники – угры, византийские источники – турки, а сами себя венгры, по сей день, именуют- мадьяры.
Венгры существенно помогают кагану.
Война разгорается всё сильнее и по мере этого всё слабее и слабее делается Хазария.
Как это происходит всегда, ослабленное внутренним конфликтом государство, становится лакомым кусочком для соседей.
Первая этим спешит воспользоваться Византия. Она полностью вышвыривает хазар из Крыма.
А вот затем… Затем приходит хазарская смерть.
Есть в Великой Степи так называемые «Ворота народов». Это местность между Южным Уралом и Северным Каспием.
Из века в век именно этими «воротами» проходили волны степных нашествий на Европу.
Несколько веков Хазарский Каганат перекрывал этот путь степным хищникам. Но стоило ему ослабнуть и через «Ворота народов» хлынула огненная беда, как на Каганат так и на Русь. Это были печенеги.
Обессиленные внутренними неурядицами, хазары не смогли остановить их. И печенеги вторгаются на земли Каганата. Путь их отмечен кровью и пожарищами. Они уничтожили подавляющее большинство хазарских городов и поселений от Волги до Тамани.
Печенеги почти полностью уничтожили экономику Каганата. Большинство земледельческих хазарских городов было сожжено, пашни обращены в пастбища, а население вырезано. Почти вся территория Каганата была захвачена печенегами. Самому Хазарскому каганату осталась лишь небольшая полоска земли вокруг своей столицы Итиль, да столь же небольшие клочки вокруг города Саркел.
Именно печенеги, а отнюдь не Святослав, уничтожили Хазарский Каганат. Святослав добивал, и так уже издыхающий, полутруп.