Изяслав: Гибель

Изяслав

 

Узнав о том, что Изяслав возвращается в Киев во главе польской рати, Всеслав, похоже, подумал, что сейчас начнётся кровавая заваруха, размер с пол Руси. И решил, что настало вновь его время.

Князь-оборотень

Сразу же после смерти Святослава, князь-оборотень вновь нападает на Новгород. Но тут промашка у него вышла. Не думал оборотень, даже помыслить-то, наверно, не мог, что с Высшей властью можно расстаться добровольно и без особых страданий, а даже с облегчением.

Сам то, мы помним, в Киеве сидел до самого - самого краешка. Ушёл только тогда когда совсем возможности за трон цепляться иссякли. Поэтому и в других Всеслав, должен был, предполагать такое же властолюбие.

А князь Всеволод, как мы видели, взял да и уступил старшему брату престол. Без споров и раздоров. Не случилось между Ярославичами смуты.

Ну, а коль смуты не случилось, то и не суждено было сбыться планам Всеслава вновь разграбить Новгород  ( а какие ещё планы можно предполагать у него по поводу этого города? Не думал же он там, в самом то деле, на княжество сесть?)

 

Сразу же, вернувшись из Чехии, княжич Владимир спешит на помощь Новгороду.

Всеслав понял, что поторопился. Ушёл обратно к себе в Полоцк. Преследовать тогда его не стали. Пока не время было. Возвращение на Киевский стол Изяслава, повлекло, как мы видели, перераспределение княжеских мест. Это отвлекло Ярославичей от князя-оборотня.

Да и весна наступила, дороги рухнули. Не повоюешь.

 

Но как только лето настало Всеслав с сыном своим Владимиром Мономахом идут на Полоцк. Город обложен, но князю-оборотню вновь удаётся ускользнуть.

 

Стало ясно, что против него надо принимать какие то более радикальные меры. Думали – думали князья и надумали, видимо, следующее.

 

От кого не ускользнёшь, ни скроешься, ни спрячешься? Кто быстр, скор, неутомим в преследовании? Ну конечно же степная конница!

 

И Мономах призывает на Русь половцев!

Да да, тот самый Владимир Мономах. В дальнейшем прославленный защитник Руси от половцев. Тот кто всю жизнь ломал и под конец если и не сломал то сильно утишил половецкие орды.

Вот он то, первым из русских князей, половцев на Русь и навёл!

 

За помощь надо платить. Знаете, как с половцами расплачивались?

В награду им разрешали безнаказанно грабить и разорять русские земли. Не все конечно, подряд, а те против которых поход затеян.

 А как иначе то?!  Иначе ни как!  Половцы из степи ни за, что не выйдут если не дать им ополониться.

 

Могут сказать – так не своё же княжество Мономах половцам отдал. Ведь Полоцкое же.

Эээ, друзья, так да не так. Это потом, позднее князья поделили Русь на вотчины, то есть на наследственные уделы. Тогда и возникло у них чувство: вот это, де моё, а вот это уже чужое.

 

Это вот Иван Калита, когда ордынцам проводников давал, чтоб в обход Московского княжества провести, вот он понимал, что гонит разор и пожар на чужих, а своих как раз спасает.

А в то время, как уже было сказано, считалась, что вся Русь неделима и вся принадлежит всем Рюриковичам. Так, что, когда Мономах кидал Полоцкое княжество под копыта половецких коней, он, в отличии от Ивана Калиты, понимал, не мог не понимать, что это он своих на поживу отдаёт.

 

Что тут сказать? Не лучше ли не торопится с осуждениями, а вспомнить, что история это действия людей.

А люди они ох как сложно устроены. И исторические личности, при жизни ну ни как не походили на персонажей мелодрамы по типу «плохой - хороший». И совсем не похожи они были на живые памятники , а уж, тем паче на иконы.

А коли так, то и нечего из них на страницах истории памятники лепить!

Люди они были – людьми их и надо показывать!

 

Что творилось той зимой на Полоцкой земле, когда нахлынули на неё карательным походом войска Мономаха и Святополка Изяславича в сопровождении половецкой орды, описывать не будем.

Умный и так поймёт, а дуракам кой чего и знать не надо.

 

Но Всеслав, оборотень изворотливый, опять ускользнул!

 

Больше он на страницах нашего рассказа не появится. Так, что пришла пора немного о нём поговорить. Подвести некоторые итоги.

 

Всеслав оборотень

 

Всеслав ещё долго, очень долго будет воевать с другими князьями, мутить и будоражить Русь.

Полоцкое княжество у него отобрать не удастся, так и умрёт он на престоле. Сразу после его смерти, раздерутся между собой его сыновья. Разорвут на куски отцово наследство и независимое Полоцкое княжество исчезнет. Достойный итог кровавых трудов князя-оборотня.

 

Но в памяти исторической и народной Всеслав Полоцкий остался навсегда. Упоминается он даже в жемчужине не только русской, но и мировой литературы «Слово о Полку Игореве».

Вот как знаменит был! Да и по сей день, кстати, знаменит. В Беларуси не так давно памятную монету в его честь выпустили.

 

А уж в народном фольклоре Всеслав. частый и желанный гость. Даже в былинах мы его встречаем.

Да, что же за человек он был?

Бесспорно талантливый полководец. Ведь всю жизнь биться против всех русских сил и свести, в итоге, такую войну вничью, это о многом говорит.

Безусловно обаятельный человек. Сумел обрести любовь среди русского простонародья и верность своих дружинников.

 

И вот все эти таланты Всеслав всю свою, к сожалению, долгую жизнь, направлял не на защиту Руси, а на то, чтоб кровь внутри Руси лить!

Кажется, только один раз он участвует в общерусском походе в Степь.

А кроме этого случая, только и делал, что нападал на другие русские княжества, да отбивался, когда наказывать его шли.

Чего он добивался то?

Ну так получилось, что изгоем его род стал. Не вина тут Всеслава, а беда его. Так, что же он хотел в одиночку весь «лествичный» порядок сокрушить? С ног на голову все правила наследования поставить?

Ну раз ты попробовал, ну два. Видишь же, что не получается и не получится. Вся Русь против. Угомонись.

Нет, он и вправду как волк голодный всю жизнь только кидается и кидается на всех.

 

И не то дивно, что такого запомнили, а то дивно, что в народном фольклоре он герой то положительный! Хотя вроде по разряду упырей кровавых он проходить должен. Ан нет. Добрым словом его поминают.

 

В чём дело то?

 

Академик Рыбаков предположил, что Всеслав был двоеверец. Даже больше чем двоеверец – тайный язычник.

 

Если это так, тогда многое на свои места встаёт ( ключевое слово тут ЕСЛИ)

 

Тогда понятно становится и откуда любовь народная, и как Всеславу удавалось из острогов бежать, из самых плотных окружений уходить, от самых хитрых засад спасаться.

Ибо невозможно поймать человека, когда помогает ему, почитай весь народ.

 

Тут вот в чём дело. Даже в более поздние времена, например при Дмитрии Донском, в деревнях двоеверие и просто язычество встречалось ещё.

 

А уж в 11 то веке, когда христианству на Руси и ста лет ещё не было, почитай почти вся деревенская Русь было языческой, а это, на минуточку девяносто процентов населения.

 

Христианство пришло в города, и воспринималось тогда как религия городская в основном.

 

Вот само слово «язычники» оно как появилось? Произошло оно от слова «язык». В те времена у этого слова было ещё одно определение. Так называли народ. Вернее – простонародье.

Дело в том, что это сейчас слово «народ» не пойми, что обозначает, и употребляют его в основном демагоги.

Средневековье же, очень чуткое к вопросам личного статуса, не могло себе позволить так разбрасываться значениями слов. Поэтому «народ» тогда значило – простонародье.

Попробуй скажи тогда хоть и не князю, а самому младшему челядинцу его, что он часть народа, или, что то вроде этого.

Поди не заживёшься после такого оскорбления. Меч то у них всегда при поясе.

 

Так, что языческая вера, в понятии тех времён, это простонародная вера. Совсем точно – деревенская вера.

 

Сравним с Римским миром. Там язычников называли «поганус». Означает это слово никакое не оскорбление, а всего навсего  «сельский житель». Деревенщина, проще сказать.

 

Христианство ведь не только на Руси, а и везде начиналось с городов и только гораздно позднее и гораздно медленнее распространялось на сельскую местность.

 

Слово «поганус» попало на Русь вместе с греческим духовенством. Но русские люди, греческим то в массе своей не владевшие, решили, что «Это они нас по матерному»

Так появилось на Руси ругательство – поганый, со всеми своими производными.

А уж от него и появился русский перевод - «язычники». Это просто калька с греческого «поганус». Простонародье.

 

Так вот, если Всеслав и впрямь был тайным язычником, то выходит вся его нескончаемая война есть не война упрямого князя со всей Русью, а война Руси Языческой с Русью Христианской.

Которая сама по себе всего лишь эпизод в тысячелетнем конфликте Города и Деревни.

Поэтому и воевал Всеслав столь долго, что почти вся сельская Русь его сторону тайно держала.

 

Если, конечно Рыбаков прав. Если…

Смущает меня в этой версии одно – слишком уж она многое объясняет. Многое складывается, если её принять. Слишком логична, а когда имеешь дело с людьми – излишняя логичность должна настораживать. Мы существа то часто нелогичные.

 

Может Всеслав и не был ни двоеверцем ни тайным язычником.

Вдруг он и впрямь хотел взять да перевернуть устоявшийся порядок на Руси? Чего тут дивного то? Такие то вот , упрямые да крови не боящиеся бывало, что всё переворачивали и добивались власти.

Темуджин, например, или Наполеон.

Только когда они переворачивали, старый порядок уже сам умирал, уже отжил своё и прям просился, чтоб его прикончили.

А при Всеславе порядок был ещё в самой силе. Много, ещё много веков пройдёт и крови много прольётся, прежде чем рухнет «лествичное» право на Руси и пойдёт власть в одном роду: от отца к сыну.

А пока…

Пока не вышло ничего у Всеслава и выйти не могло. Раньше своего срока, по одному только хотению человеческому, ничего большого в истории не происходит. Созреть должно, а уж потом.

Так то вот.

Вообщем какую хотите версию, такую и принимайте. А я совсем не знаю, что тут выбрать.

 

Да может всё и совсем просто быть! Может он просто воевать любил? Бывают же такие люди: без войны как без пряников.

 

А нам, но к сожалению не Руси,  пришла пора расстаться с князем-оборотнем и вспомнить про других изгоев. Несправедливо, не по праву изгоями сделанными. О Святославичах.

 

Мы помним как один из них – Олег ушёл в Тмутаракань, искать помощи. И легко её нашёл.

Связался, видать, через тюркское население Тмутаракани с половцами и без особого труда получил от них войско

 

В 1078 году во главе половецкой орды Олег, а с ним ещё один изгой, но по другой княжеской линии, хотя тоже от Ярослава Мудрого, князь Борис, двинулись на Русь.

 

Очевидно, ничего больше, чем сесть на Черниговский престол, где долго правил его отец, Олег не хотел. Вряд ли он собирался Киев занять. Всё таки это тоже не по праву было бы, а он шёл не нарушать право, а восстанавливать его.

  Вот на Чернигов он считал себя вправе претендовать.

Оно, между прочим, так и было- отец то его на этом столе сидел, значит, по «лествице» и Олег имел право на этот стол.

А уж коли решил дядя его Изяслав, что отныне, кто сильней тот и прав, что ж, дядюшка, на силу сила всегда отыщется. Вон её в Диком поле силы то сколько! Девать некуда.

Так мог думать Олег ведя половецкую рать на Русь. А какую он половцам оплату пообещал, вы должно быть помните.

Стандартную! Какую ж ещё то.

 

Вот ведь как оно бывает, пожалуй единственную крупную несправедливость в своей бурной жизни допустил Великий князь Изяслав. И во, что это Руси вылилось!

 

Всеволод, который правит Черниговом, вышел с войском навстречу Олегу. На реке Сожице

( в иных источниках Оржице) происходит битва.

Половцы наголову разбивают войско Всеволода. Потери русских столь огромные, что летописец указывает даже по именам многих знатных и именитых людей, что пали в тот день. А такое летописцы делали не часто. Только тогда когда сражение и впрямь было яростное, а поражение крупное.

Вот эти имена:

Иван Жирославич, Семён Жидослав, Тука, Порей, Чудинов Брат. ( последние три это не кликухи блатные – хотя очень похоже, а просто славянские нехристианские имена)

 Нам эти имена  ничего не говорят, но для тех людей, очевидно говорили многое, раз их гибель особо отмечена. Вот и я решил, что не помешает их вам привести.

Теперь вы , например, знаете, что жил на Руси в 11 веке такой человек Чудин, и был у него брат, который был чем то знаменит и сложил свою голову за Русь, в страшной сече с половцами на реке Сожице.

 

Что ж, Олег празднует полную победу! Всеволод разбит наголову и бежал с Черниговской земли, а град Чернигов радостно встречает своего нового князя.

 

Да-да, именно радостно! В Чернигове помнили доброй памятью его отца Святослава. Помнили его справедливое правление и его отвагу, когда в 1068 году с малой ратью спас он Русь.

Так, что Олега черниговцы тоже любили и ждали его возвращения с нетерпеньем. Ибо Всеволод, он хоть и не властолюбив был, и не злобив, и богобоязнен, знал пять языков, чурался, в отличии от Изяслава и пьянства и блуда. Ну всем хорош. Да вот только не любил суеты и забот господарских!

Дела княжества он перепоручил своим тиунам да наместникам, а те творили, что хотели. И мздоимство было, и поборы и суд неправый.

 

Я почему это всё так уверено, про Черниговской правление Всеслава пишу, потому, что ровно тоже самое, но в больших масштабах стало творится, когда сделался он Великим князем всея Руси и тому имеется документальное подтверждение.

Летописец так подводит итог пятнадцатилетнему правлению Всеслава, вернее его наместников над Русью «…землю пусту сделали паче половцев…»

 

Но это потом. А сейчас Всеволод просто беглец. И куда же он бежит? В Киев! К старшему брату Великому князю Изяславу. Просить о помощи.

 

И вот тут Изяслав проявляет свои самые лучшие качества!

Вспомним, сколько он пострадал от младших братьев своих! От этого вот Всеволода в том числе!

Прогоняли его они с Руси. По дворам европейским побираться пришлось. Унижаться перед спесивыми поляком Болеславом, да немцем Генрихом.

С Папой с этим связываться, сто лет бы он был не нужен Изяславу Папа то этот. А пришлось в ножки ему кланяться – спасибо братьям родным!

Мог всё это припомнить Изяслав сейчас брату своему? Мог сказать: « За, что же вы то так со мной поступали тогда?»

Мог. Конечно мог. Но не сделал так Изяслав.

 

Летопись донесла до нас такие слова Великого князя:

« Брат! Не тужи. Скитался я по многим землям, но не тужил тогда. Не будем же и сейчас тужить. Будет ли нам место на Русской земле, то обоим, лишимся ли мы её, то оба же вместе. Я же голову свою готов сложить за тебя»

 

Такое благородство и высоту духа, пожалуй только в древности и встретишь. Ярко тогда люди жили. Всё у них с избытком, с размахом! Если уж мерзость, то наиотвратительнейшая. Если уж благородство, то высочайшее. Да всё это зачастую в одном и том же человеке!!!

Не терпела тогда власть на себе маломерных людей. Не доставали они до неё, ибо слишком опасна была эта игра в те века. Слишком высоки ставки.

Вот и попадали к власти только люди хоть чем то да очень яркие.

 

Вот ведь и не нужна была совсем эта война  Изяславу. Не угрожал ему Олег ничем. Ни на, что больше как на Чернигов не претендовал, да и то по праву. Мог бы и не ходить в свой последний поход Великий князь.

Но пошёл!

 

Летопись говорит, что повелел он собирать войско «от мала до велика».

То есть очевидно, кроме дружин княжеских набирали городовую рать и сельское ополчение «посоху».

Всей землё решил Изяслав навалиться.

 

Спешит на помощь отцу и Владимир Мономах. Он тогда был в Смоленске. Прослышав о сборе всего русского войска, пошёл споро к Киеву.

Шёл дерзко. Прям через черниговщину, где уже хозяйничали загонные отряды половцев, собирая положенную плату.

Смелым везёт. Прошёл Владимир и по пути ещё несколько половецких отрядов порубил.

 

В конце лета 1078 года русская рать двинулась на Чернигов. Олег, узнав о том, какую силу поднял на него Изяслав, понял, что теми половцами, что у него с собой здесь, со всей Русью не справится.

 

И он уходит опять в Тмутаракань. За помощью. А русское войско обкладывает Чернигов. Изяслав предлагает черниговцам открыть ворота и пустить к себе Всеволода.

За это обещает вину их простить. Черниговцы ни в какую. Не желают они Всеволода ни под каким соусом.

 

Изяслав, похоже, упорно надеется обойтись без кровопролития. Он напоминает черниговцам, что тогда город будут «брать на щит» (штурмовать то есть). Знают ли черниговцы, что бывает с городами «на щит» взятыми? ( а бывает трёхдневный грабёж безо всяких ограничений)

Черниговцы знают, но даже и под такой угрозой Всеволод им не нужен. Они надеются, что их любимый князь Олег подоспеет с подмогой.

 

Ну, что ж. Ждать больше нечего. Изяслав командует начать приступ.

 Чернигов был сильно укреплён. Всё же второй, после Киева, город на Руси. Город был окружён  двойным кольцом стен.

 

Так, что бой был тяжёлый. Но к вечеру Владимир Мономах овладевает Восточными воротами и русское войско врывается в Чернигов.

 

Жители бегут за вторые стены. Город горит.

 

Но у Изяслава нет времени, чтоб штурмовать дальше. С Дикого поля уже подходит Олег . С ним половецкая орда и тмутараканское войско.

 

Русские снимают осаду Чернигова и выдвигаются на встречу Олегу.

 

 

Половецко – тмутараканская рать и Русское войско встретились у села Нежатина Нива.

 Войско

Изяслав делает попытку договорится с племянником миром. Но не вышло.

 

3 октября 1078 года происходит грандиозное сражение.  Великий князь Изяслав рубится как простой воин в пешем полку. Точно так же как и дальний потомок его Дмитрий Донской, не стал Изяслав прятаться за спины воинов, а сам пошёл в сечу.

Интересно, но христианское имя Изяслава было Дмитрий. Так порой причудливо Клио плетёт свою нить.

 

Во время отражения одной из бесчисленных в тот день конных атак Изяслав получает смертельную рану копьём. В плечо.  Хотя по другим источникам копьём его убили в спину.

 

Кто? Свои?

 

Не узнать нам этого никогда.

 

 Как бы то ни было, а в тот день Великий князь Изяслав сложил свою голову в бою.

 

Однако битва уже достигла такого ожесточения, что даже потеря Великого князя её не остановило.

 

К вечеру русские войска одержали полную победу. Половцы и тмутараканцы были наголову разгромлены. Князь Борис, соратник Олега, погиб. Сам Олег с большим трудом бежал обратно в Тмутаракань.

 

А тело князя Изяслава положили в ладью и привезли в Киев.

 

Встречать его вышел весь город. Тело положили на сани и повезли. Священники и монахи провожали тело пением, но не слышно его было из-за великого плача. Потому, что плакал по Изяславу весь Киев.

 

Похоронили Изяслава в церкви Богородицы в мраморном гробу. Сын его, Ярополк, сказал над гробом:

 

« Батюшка, батюшка! Не без печали ты пожил на этом свете, много напасти принял от людей и от своих братьев и вот теперь погиб не от брата, а за брата сложил голову»

 

Долго думал я чем закончить свой рассказ о князе Изяславе, но решил, что лучше чем у Ярополка итог  жизни Изяслава у меня подвести не получится.

 

                                                                                                  КОНЕЦ

 


Аватар пользователя alex63

Вот это чтиво ! Скажите , на ретро Жанну не вы писали ?

Аватар пользователя Назаров

Спасибо.

Да "Жанна" это моё произведение.

Сейчас я её дорабатываю. Получается, примерно на треть больше.

Аватар пользователя neilo

Несколько дней увлекательного чтива . Надо теперь все осмыслить. 

Назаров умница ! 

Аватар пользователя Назаров

Спасибо