ИЗЯСЛАВ: Возвращение

 

 

 

В поход на Чехию польский король Болеслав отправился в 1076 году. Святослав, согласно заключённому с поляками союзу прислал ему на помощь дружины.

Во главе русского корпуса стояли два княжича: сын Святослава Олег и сын Всеволода, Владимир, - тот самый знаменитый в дальнейшем Владимир Мономах..

 

Чешский князь Вратислав, узнав о союзе поляков с русскими, встревожился и стал настойчиво просить Германского императора, своего союзника, послать ему помощь.

Немец, однако, из каких то своих соображений, не торопился.

Тогда чехи стали просить мира у поляков. Король Болеслав мир дал. Но с русскими обошёлся как то не по союзнически. Мало того, что он переговоры с чехами вёл за спиной княжичей Олега и Владимира, так ещё и 1000 гривен серебра (деньги очень большие), что передали ему чехи в обмен на мир, прикарманил себе, ни дав русским ни гроша.

Русские княжичи решили, что это не остроумно.

И вот, вернувшись из лагеря поляков, сели они и стали думать как им быть дальше. Возвращаться без добычи, это уронить себя в глазах дружинников, чего делать русским князьям вообще не стоило, а уж потенциально будущим Великим князьям ( и тот и другой были старшими детьми своих отцов) тем паче.

Можно себе представить, что говорилось в тот день между ними и какими словами величали они польского короля.

А потом, наверно, одного из них осенило:

- Слушай, брат – должно быть говорит один, показывая рукой куда то в сторону Чехии –Похоже деньги у подзащитного есть и деньги огромные, судя по тому, как он не моргнув глазом отвалил этому польскому жлобу целую тысячу. Надо сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться. Тогда он с плачем полезет за тарелочкой..

- С голубой каёмочкой…- радостно заканчивает другой княжич мысль своего брата.

На том и порешили.

 

Так ли происходил разговор княжичей или как то иначе, но поступили они следующим образом. Объявив, наутро, всем заинтересованным сторонам, что просто взять и бесплатно уйти им не позволяет слава предков и родовая честь, княжичи командуют дружине «На конь!» и вторгаются в Чехию.

Больно бьют там чешское войско и начинают  всё вокруг банально грабить и жечь, рассказывая, как с тех пор и по сей день ведётся на Руси, про славных предков и, про что нибудь сакральное.

 

Аж трёх сторон, от чешского князя , польского короля и германского императора до них доносятся отчаянные вопли о том, что мир заключен и так делать нельзя.

Но мнение тогдашнего мирового сообщества княжичи не слушают и продолжают сакральный грабёж.

 

Четыре месяца! Целых четыре месяца Олег с Владимиром грабили Чехию, пока наконец чешский князь и впрямь не принёс им на тарелочке с голубой каёмочкой тоже 1000 серебром. А княжичи его заранее предупредили, что взять меньше чем взял польский король им память предков не позволяет.

 

Этим походом княжичи обрели славу на Руси и большую популярность в глазах дружины. Тем паче, что княжичи в карман себе эту тысячу не засунули, а поделили между всеми участниками похода.

Ну и добычу четырёхмесячного разгула, тоже конечно себе оставили, за исключением чешского полона, который распустили всё же по домам без всякого выкупа.

 

Но если на Руси всем поход княжичей понравился, то польский король имел по этому поводу диаметрально противоположное мнение. Он считал, что русские задели его честь, своим походом в Чехию.

Тут то и подоспело ему письмо от Папы, с приказом помочь немедленно новоявленному, как Папа думал, католику Изяславу.

Болеслав, разумеется, отозвался с охотой. Добро он Изяславу вернул, собрал войско и двинулся на Русь. Это был 1077 год.

 

А на Руси тем временем, в декабре 1076 года, то есть прямо накануне польского вторжения, скоропостижно умирает Киевский князь Святослав.

Тот самый, что в страшный 1068 год, своим отчаянным походом с горсткой воинов разгромил и прогнал с Руси половцев.

Умер он, по словам летописца, «от великих чириев по телу». Не ясно даже, что это была за болезнь. Обычно, кожные заболевания совсем не смертельные.

Но Святослав умер, прокняжив в Киеве, после того как они с младшим братом прогнали оттуда Изяслава, всего три года.

И на его место, как и положено было по «лествице» заступил младший из Ярославичей, Всеволод.

Надо сказать, что человек он был довольно мирный. Не любивший войн и прочей суеты. Так, что к высшей власти он никогда не стремился. Тем паче, что власти то у Великого князя было над Русью, не сказать, чтоб уж очень много, а вот забот полон рот.

Поэтому, как только Всеволод узнал, что Изяслав с польской ратью опять идёт на Киев, как тут же выехал ему на встречу, мириться. Конечно, будь к тому времени жив Святослав, быть бы непременно битве. А Всеволод ни хотел этого. Не желал меч на старшего брата поднимать

 

 

Да и, наверно, устали уже все от той кровавой смуты, что вот уже десять лет творилась на Руси. Начиналось то всё , вроде, с малого, а вон как обернулось

 

Вообщем братья встретились на Волыни. Обнялись, помирились. Всеслав уступил Изяславу Киевский трон.

А Изяслав тут же объявил королю Болеславу, что тот может прям вот с Волыни и поворачивать назад в Польшу. Благо ушли ещё не далеко.

 

Король Болеслав, которого Изяслав оставил без обещанного вознаграждения, уже второй раз, в гневе, возвращаясь в Польшу, разграбил несколько мелких русских городков.

 

Так, в 1077 году Изяслав снова сел Золотой стол в Киеве. А брату Всеволоду дал второе по значению русское княжество- Черниговское.

И вот тут, братья Ярославичи допустили страшную несправедливость.

Изяслав отнял все уделы у детей умершего Святослава и не дал им больше места на Руси. Всеволод не протестовал.

 

 Конечно у Изяслава были очень веские причины гневаться на своего покойного брата.

Но вот так вот самовластно, поперёк всех законов делать Святославичей изгоями, он всё же был не должен.

Вот тут он и впрямь поступил не как Великий князь всея Руси, а как самодержец всея Руси, для которого нет ничего выше его воли.

Так и задумаешься, а может Святослав то, тогда, прогоняя Изяслава с Руси, не преувеличивал опасность от него исходящую?

 

А Всеслав, поддержавший эту несправедливость, он чего хотел? Ну наверно, чтоб его детям дорогу к власти сократить, убрав с пути всю Святославову ветвь.

А о брате Святославе он не подумал? Ему то Святослав и Святославичи, что плохого сделали?

 

Вот так, все чего то хотели, а обернулась эта несправедливость, десятками лет непрекращающейся кровавой усобицы. В которую, с радостью вмешивались все соседи Руси один за другим, добавляя крови разрушений. Именно тогда княжеские усобицы приняли тот кровавый и разрушительный характер, при котором начали массово убивать и мирных жителей, разорять и жечь их дома.

Ведь досель такое было крайне редко, а княжеские свары больше напоминали просто рыцарские турниры больших размеров, в которых мирное население никакого участия не принимало и практически от них не страдало. 

 

Всё дело в том, что  Святославичи то совсем не собирались мириться со своим изгойством. Они знали, что право и правда на их стороне.

 

Олег Святославич, тот самый, которого мы недавно видели в Чехии, ушёл в Тмутараканское княжество. Это было русское княжество, которое в те времена размещалось в Крыму, по обоим сторонам Керченского пролива. Давнее и привычное место для всех изгоев Руси.

 

Интересное было место. Тмутараканское княжество, появившееся, по одним сведениям в результате Восточного похода Святослава Игоревича, а по другим в результате похода Владимира Святого на Корсунь (лично я склоняюсь именно к этой версии) русским было, вообще то, только по названию.

 

Нет, правили то там русские князья, Рюриковичи, но вот ими то практически всё русское население Тмутаракани и исчерпывалось.

Остальное население княжества было самое сбродное. Тут мы видим и касогов. Это кавказский народ. По некоторым данным именно касоги ввели в моде знаменитый украинский оседелец.

Здесь в изобилии живут остатки кочевых племён Дикого поля: торки, печенеги.

Живут тут и хазары.

 Очень много караимов. Это крымские евреи, бывшие подданные Хазарского Каганата, исповедовавшие караизм – сектантское направление иудаизма.

Соответственно и дружины тмутараканских князей именно такой вот этнический состав и имели.

Интересный факт приводит Ключевский. Исследовав этнический состав дружин на, так сказать, Большой Руси, он установил, что после того как Тмутараканское княжество исчезло и половцы вытеснили караимов из Крыма, в дружинах русских князей в солидных количествах появляются еврейские воины. Это те самые караимы, что после изгнания из Крыма нашли приют на Руси.

Вот туда и отправился собирать известные аргументы в защиту своих прав Олег Святославич.

Но мы пока за ним не последуем.

Ибо на Руси снова вышел на свою кровавую охоту князь-оборотень Всеслав.