Князь Василько

 

Князья и изгои Часть 3

После Любечского съезда исчезли князья-изгои с Русской земли. И сама Русь была поделена между родами княжескими. Казалось бы теперь почва порождающая княжеские усобицы исчезла. И наступил наконец на Руси возжеланный мир.

 

Ан нет. Поделить то Русь поделили, но не всем понравилось, как.

А именно, князь Владимиро - Волынский Давид Игоревич остался крайне недоволен разделом.

Очевидно, он хотел, за заслуги в войне против Олега получить ещё кой-какие земли к тем, что имел.

А его оставили «при своих»

Как «при своих» остались и ещё два князя Червонной Руси – Володарь Ростиславович князь Перемышля и его родной брат Василько Ростиславович, князь Теребовля.

Это им тоже понравится не могло.

Вообще там в Юго-Западной Руси две эти ветви древа Ярослава Мудрого : Игоревичи и Ростиславовичи ненавидели друг друга лютой ненавистью. И каждый полагал, что два княжеских рода на одну Червонную Русь это слишком много. И одной ветви достаточно будет. Своей собственной, конечно.

В результате, как мы сейчас увидим, прямо сразу после Любечского съезда и братского крестоцелования там вспыхнула война огромных масштабов. В её орбиту были втянуты, помимо русских ещё и поляки, венгры, ну и половцы конечно, куда уж без них то.

 

Началось всё с преступления. Коварного, кровавого, жутковатого.

И совершилось оно сразу же после Любечского съезда. Времени прошло так мало, что не все князья ещё даже до своих владений доехали.

Жертвой его стал князь Василько.

Этого молодого Ростиславовича мы уже могли с вами видеть, когда вели рассказ о том, как Ростиславичи (тогда ещё изгои) выгоняли с Галиции нынешнего Великого князя Святополка и его родного брата Ярополка. Последний был, как мы помним, предательски убит в 1085 году и многие на Руси, в том числе конечно, Святополк подозревали, что ниточки ведут к Ростиславовичам.

Однако тогда, 12 лет назад эта история осталась без последствий.

Василько же с братом Володарем так и оставили Галицию за собой. Между собой братья жили в большой дружбе, а вот с соседями… Их братья не оставляли в покое вообще. Правда, надо сказать, что русских соседей они не трогали, а вот венгров, чехов и, особенно, поляков тревожили регулярно.

Особенно старательно разорял соседей именно Василько. Ненависть его к Польше была какая то даже иррациональная. Он нападал на поляков практически каждый год, за исключением тех годов, в какие нападал на чехов.

Горя и зла наделал он Польше столько, сколько  никто ей, вплоть до Батыя не делал.

Вот чем половцы были для Руси - тем Василько был для Польши!

Его набеги на Запад облегчались тем, что Польша тогда была очень ослаблена. Мы уже видели как на смену сильному королю Болеславу Смелому пришёл его брат Владислав. Человек он был слабым, безвольным. Он был настолько зависим от шляхты, что даже не осмелился принять для себя королевский титул, чтоб не разгневать польских «можновладельцев» и не лишиться престола, а то и головы.

Так и остался просто князем. И шляхта при нём осильнела, а Польша ослабела и стала очень привлекательным куском для любого соседнего хищника.

Чем соседние хищники, по соседски, охотно пользовались. Особенно Василько.

Но Польши ему было мало. Он грабил Чехию. Ходил огнём и мечом по Венгрии.

И всё равно его неукротимая натура требовала большего! Помните чуть выше мы рассказывали о большом походе половцев на Византию? Так в том походе участвовал и Василько со своими полками!

 Этот поход ещё больше разжёг его воинственность. И задумал Василько дело огромное и страшное. Решил он не набегами терзать западных соседей, а собрать крупное войско  и начать большой поход на Запад.

Как Аттила!

Василько планировал захватить и выжечь всю Польшу, затем пройти по Германии. Потом повернуть на юг и сокрушить Чехию и Венгрию.

Затем захватить Болгарию!

Неизвестно, что он собирался делать с поляками, немцами, чехами и венграми, а вот планы Василька относительно болгар до нас дошли. Он собирался их всех выселить на Русь. Болгарию присоединить к Руси, заселить русскими и самому там править. Он даже обоснование этому придумал. Ведь правил же в Болгарии когда то русский князь Святослав Игоревич? Правил! Следовательно и у Василька, как у потомка Святослава, право на болгарский престол есть.

Так, что всё по праву!  По русскому «лествичному» праву.

 То, что в Болгарии русское право не действует, Василька ничуть не смущало. Как на это посмотрит Византия, очевидно так же не интересовало Василька.

И ведь этот грандиозный план похода на Запад не был пустой похвальбой. Отнюдь! Василько тщательно готовил этот поход. Он привлёк к нему многих степняков с давних времён осевших на Руси: торков, чёрных клобуков, печенегов.

Но и этого мало. Василько договорился об участии в Западном походе половцев. И не отдельных отрядов, а целых орд. Вот только неизвестно каких именно.

И срок начала вторжения уже был примерно им установлен – сразу после Любечского съезда.

 

Князь Василько

Даже известно, что в тот момент, когда Василько ещё заседал в Любече, к нему в Галицию уже начинали стягиваться полки.

Ещё бы немного и ошарашенная  Европа узрела бы на своих полях орды неукротимой степной конницы за сто с лишним лет до Батыя! Вспомнились бы времена Атиллы

Вот, что задумал князь Василько!

Но сбыться этому было не суждено.

Дело в том, что Василько же совсем не держал этот свой кровавый план в секрете. Напротив, он охотно рассказывал про него всем и каждому. И на Любечском съезде братьям-князьям рассказал. Хотел, наверно, всю Русь на этот поход поднять.

Но понимания он среди других князей не нашёл. Все отлично знали, что опасность для Руси представляет совсем не Запад, а Восток.

Вот именно туда, на Восток, вглубь Дикой Степи и готовил поход объединённых русских ратей в то время Мономах. Отвлекаться на Запад, согласимся, русским не было никакого смысла.

Так, что князья не поняли и не приняли планов Василька. А вот Давид Игоревич, понять то понял…но по своему.

Он решил, что громадное войско Василько собирает совсем не для похода на Запад. Что все разговоры о том, чтоб огнём и мечом по Европе пройтись это просто прикрытие. А истинный план Василька – свергнуть его, Давида Игоревича и забрать себе Владимир-Волынский вместе со всей Волынью.

Так он решил и начал действовать.

Из Любеча князья стали разъезжаться по домам.

Святополку Киевскому, Давиду Игоревичу и братьям Ростиславичам было как раз по пути. Через Киев.

Володарь, по некоторым сведениям, уехал впереди всех, готовясь встречать и размещать приходящие для Западного похода полки, а Василько решил заехать в Киев. Помолиться перед походом в Михайловском монастыре.

Туда же, в Киев, заехал вместе со Святополком и Давид Игоревич. Якобы в гости. На деле же он не просто гостил, а прямо сразу начал наговаривать Великому князю на Василька.

Стал говорить, что Василько собирает полки, чтоб согнать со стола и его Давида и самого Святополка.

Великий князь поначалу выразил сильнейшее сомнение в реальности таких замыслов Василька.

Давид не успокаивался:

 

« Кто убил брата твоего Ярополка? А теперь мыслит и на тебя и на меня. Промышляй о своей голове»

 

Напоминание о явно спланированном кем то убийстве брата смутило Святополка. Он начал колебаться. Но, по неосторожности, колебаться стал вслух.

 

« А ну как это правда?» - говорит

 

Давид понял, что Великий князь дозревает и достал из рукава «козырного туза» - пригласил трёх своих бояр, бывших с ним на Любечском съезде. Имена их история для нас сохранила : Туряк, Лазарь и Василь.

 

Давид сказал, что вот эти бояре своими ушами слышали, как Василько грозился скинуть с Киевского стола князя Святополка.

Бояре подтвердили слова своего князя. Святополк задумался ещё сильнее.

А Давид не прекращал зудеть:

 

« Если не схватим сейчас Василька, то ни тебе не княжить в Киеве, ни мне на Волыне»

 

Святополк ответил:

 

«Если правду говоришь то Бог тебе свидетель, если из зависти, то Бог тебе судья»

 

Такой ответ не устроил Давида. Ему хотелось больше ясности в позиции Великого князя. Он предложил Святополку испытать Василька. Пригласить его в гости и по реакции уж судить о намерениях и планах беспокойного теребовлечского князя.

 

Святополк так и сделал.

 

Василько как раз возвратился с Михайловского монастыря в свой стан, поужинал и собирался лечь спать, чтоб на завтра, чуть свет тронуться в путь.

 

Тут к нему принесли послание от Святополка. Великий князь просил Василька не уезжать из Киева до именин Святополка.

 

Василько ответил, что никак не может. Тут же пришло послание от Давида:

 

«Не ходи домой, не ослушайся старшего брата».

 

Василько опять отказался.

 

Давид Игоревич тут же к Святополку:

 

«Видишь, не хочет тебя знать, находясь в твоей волости. Что же будет когда придёт в свою землю? Помянешь тогда меня. Схвати его и отдай мне»

 

И Святополк, наконец, сдался и дал себя уговорить на клятвопреступление.

 

Он послал Васильку письмо:

 

«Если не хочешь остаться до именин, то зайди хоть ныне, повидаемся и посидим вместе с Давидом»

 

Василько решил съездить и посидеть с князьями на прощание

 

Когда он уже выезжал из стана наперерез к нему бросился какой то человек, схватил за узду и сказал, чтобы Василько никуда не ездил. Открыл князю, что это ловушка и его хотят схватить.

 

Василько не поверил. Как схватить? Ведь только-только крест целовали, что друг на друга руку не поднимем.

 

И продолжил путь. Приехал к Святополку, зашёл в горницу. Там сам Великий князь и с ним Давид Игоревич. А на столе пусто почему то. Как будто и не ждали гостя.

Святополк тут же принялся опять уговаривать Василька остаться  погостить подольше. Василько сказал, что никак не может.

 

«Ну тогда посиди здесь» говорит Святополк «А я пойду распоряжусь, чтоб нам подали»

И вышел из горницы

 

Остались Василько и Давид вдвоём. Святополка нет и нет. Василько решил от скуки побеседовать с Давидом. Но тот сидел ни жив ни мёртв. Онемел от волнения.

Потом выдавил из себя:

« Я пойду за Святополком, а ты брат посиди тут»

 

И вышел.

 

Как он ушёл, через малое время, в горницу вдруг ворвались дружинники Святополка, схватили Василька и заковали его в двойные оковы.

 

Кстати вот всё описанное, это фактически мемуары самого Василька. Летописец узнал про все подробности от ближнего дружинники Василька, а тот от самого князя.

 

Наутро по Киеву поползли нехорошие слухи. Бояре, киевское вече начали задавать Святополку вопросы.

Тому пришлось признаться. Со ссылкой на Давида он сказал, что сегодня ночью был разоблачён и арестован опасный экстремист князь Василько.

 

На, что получил какой то очень многозначительный ответ от киевлян:

 

«Тебе, князь, надо беречь свою голову»

 

Как хочешь-так и понимай. Святополк задумался, как же это понимать?

 

Тут к нему явились игумены всех киевских монастырей и стали уговаривать одуматься пока не поздно и отпустить Василька.

 

Совершено потерявший самообладание Святополк начал валить всё на Давида. Это, дескать он, всё сделал, а я тут ни при чём.

 

А Давид, поняв, что ситуация критическая, тоже насел на Великого князя:

 

«Если ты отпустишь его, то ни тебе ни княжить ни мне»

 

Святополк махнул рукой и повелел отдать Василька Давиду. Ночью пленённого князя Давид тайно вывез из города.

 

Привезли Василька в ту же ночь в Белгород. Завели закованного в какую то избу. Там несчастный князь увидел как дружинник Святополка по имени Беренди, торчин родом, сидит и точит нож.

Василько догадался, что хотят с ним сделать – ослепить.

Летопись говорит, что Василько впал в отчаянье и «возопил к Богу с плачем великим и стоном»

Тут в избу вошли двое: конюх Святополка – Сновид Изечевич и конюх Давида – Дмитрий.

Они  расстелили на полу ковёр и попробовали уложить на него Василька. Но тот, хоть и связанный, сопротивлялся так отчаянно, что конюхи не могли с ним справиться. Позвали ещё людей.

Только тогда удалось повалить Василька на ковёр. Конюхи взяли доску и придавили её грудь князя. Торчин навалился сверху и стал выковыривать у Василька глаза. Несчастный пытался уклониться. Торчин всё никак не мог попасть ножом в глаза и сильно порезал князю лицо.

Наконец Василька схватили за голову, удержали её в одном положении и торчин Беренди вырезал князю оба глаза. Один за другим.

Изгои

(ослепление Василька. Миниатюра из летописи)

 

Василько потерял сознание от боли. Его, окровавленного, положили на телегу и повезли во Владимир – Волынский, куда и прибыли на шестой день.

 

Во Владимире Давид Игоревич бросил слепого князя в темницу и приставил сильную стражу – 30 человек.

 

До Переяславля, где довольный итогами Любечского съезда Мономах, активно занимался подготовкой к общерусскому походу на половцев, весть о сотворившемся диком преступлении долетела очень быстро.

 

Мономах оторопел от таких новостей, а потом заплакал от горя и отчаянья. Всё, чего он добился долгим и тяжким трудом: мир на Русской земле и объединение русских князей рухнуло в одночасье.

 

Все надо было начинать заново.

 

(продолжение следует)