Князья и изгои: Червонная Русь

 

Что такое быть князем на Руси? Это надо попытаться понять, прежде чем размышлять над деяниями князей – изгоев.

Князь, в средневековой Руси, это не просто титул. Нет-нет, это нечто совершенно особое как в глазах окружающих, так и в собственных княжеских глазах.

Даже самый великий боярин не ровня самому захудалому князю.

 Боярином можно было и стать, за заслуги свои или родовые. Князем можно было только родиться. Так, что между князем и остальными не просто огромная дистанция. Пропасть! Не преодолимая..

Ибо князь, единственный кто имел в глазах людей право на самый ценный ресурс – на власть. И этим - то любой князь, пусть даже он  бездомный бродяга изгой, неизмеримо превосходил любого боярина.

Но пропасть она ведь пропасть для всех. Как никакой боярин даже и помыслить не смел, чтобы сесть, когда нибудь на княжеский трон, так и князь не мог перестать быть князем.

Не мог князь стать кем нибудь другим. Например, пойти служить более сильному правителю.

Много ещё времени должно будет пройти, чтобы бывшие удельные князья превратились в служилых князей Великого Князя Московского.

А пока, единственное дело возможное для князя, это править землёй.

И вот этого – то единственного дела доступного им в жизни князей - изгоев и лишали! Да, что же им ещё тогда оставалось делать, как не воевать? Уйти в монастырь? Отравиться?

А многие ли способны на такое самоотречение? Нет. Конечно, нет.

А значит и не было выбора у князей-изгоев. Только война!

Но хоть и шли они воевать против своих, более удачливыми родственников князей, на деле то получалось, что воевали со всей Русью.

А воинов для своих походов князьям – изгоям было искать удивительно легко. Дикое поле прям под боком, а степная конница в поход идти всегда рада.

Ну, а если кого половцы не устраивают, добро пожаловать к чехам или полякам. Те тоже рать дадут.

И поэтому всё чаще и чаще русские люди, в те годы, во главе идущих на Русь половецких орд или польских дружин видели русских князей.

 

Мы посмотрели с вами на север и юг Руси. И увидели, что временно там всё спокойно. Но есть ещё Червонная Русь. На неё тоже есть претенденты из числа князей-изгоев.

А значит быть на Волыни крови.

 

Были ещё изгои на Руси. Давыд Игоревич – один из внуков Ярослава Мудрого.

И сыновья того самого Ростислава, которого, как мы помним, отравили в своё время византийцы. Звали их Володарь, Рюрик и Василько. 

 

Вот им всем очень приглянулась именно Червонная Русь. И то сказать, места там благодатные. Захотели князья-изгои именно там вырвать себе уделы.

Давыд подошёл к вопросу просто. Даже, как то уж совсем просто.

Собрав дружину, он перекрыл устье Днепра и стал перехватывать и грабить купеческие караваны.

Одновременно Давыд намекал Великому князю Всеволоду, что прекратит мешать торговле, если ему дадут какой нибудь город на Волыни. Очень, дескать, места там ему, Давыду Игоревичу, глянутся.

 

Конечно, будь тогда на Руси другой Великий князь, плавать бы Давыду в том же устье Днепра с камнем на шее.

Но Всеволод, вы не поверите, взял да и выполнил требования этого средневекового террориста. Отдал ему в княжение волынский богатый город Дорогобуж.

Чего Всеволод хотел избежать, уступая обнаглевшему изгою, я не знаю. Может опять, по миролюбию своему, не захотел крови.

Но в итоге этакого миролюбия война на Руси вспыхнула крупная. Причём прям сразу.

 

Дело в том, что Червонная Русь то была, как мы помним, отдана в княжение Ярополку Изяславичу, сыну погибшего Изяслава.

Так вот этот Ярополк был шокирован в высшей степени тем, что у него вот так, за здорово живёшь, отбирают богатую волость и отдают какому - то Давыду.

И решает он немедленно объяснить своему любимому дяде Князю Киевскому, что он, дядя, неправ.

Ярополк собирает полки и идёт на Киев.

Киевский князь, не желая выслушивать такие вот кроткие увещевания Ярополка, обращается к своему сыну Владимиру Мономаху.

Тот спешит на защиту Киева. Мономах уже тогда пользовался на Руси славой великого полководца. Поэтому Ярополк не рискует вступать с ним в бой, а уходит в Польшу. За помощью, конечно. И конечно эту помощь получает.

Правда, не помогло это Ярополку. Мономах бьёт и его и поляков, занимает все города Ярополка и даже захватывает его мать и жену.

После чего зовёт Ярополка к себе мириться.

Мономах вообще любил заканчивать межкняжеские разногласия миром. Многое он сделал для примирения и успокоения княжеских усобиц на Руси. А, что не много в этом добился, так не его вина. Сама существовавшая система, как уже было сказано, порождала и порождала усобицы.

Но вот с Ярополком у Мономаха помириться получилось удачно. Правда, за чужой счёт.

 Не за русский, как «мирился» отец Мономаха то с половцами то вот с Давыдом, а за счёт соседа.

Польше пришлось за братский мир на Руси расплачиваться.

 

Дело было примерно так:

- Ну чего ты, дурачок,  кашу то такую заварил, а? – добродушно спрашивает Мономах явившегося к нему Ярополка – Обиделся, что Дорогобуж у тебя отняли?

Ярополк, наверно, только вздохнул печально да руками развёл, дескать: «Сам же всё понимаешь»

- Это не беда – успокаивает Мономах – Нешто городов в округе мало. Сейчас, погодь, придумаем чего нибудь. Где нибудь волость тебе в замен Дорогобужа найдём. Где нибудь….где нибудь…где нибу….- Мономах задумчиво трёт лоб, потом его осеняет -… .да, Господи, да вон в той же Польше например! Ты у ляхов когда жил, ничего хорошего не приглядел? Ну, чисто случайно так?

 

Ярополк, скромно потупив глаза, говорит, что очень ему Галиция понравилась

 

- Галиция! – радостно орёт Мономах. – Вот это ты, братан, в самую точку попал! Галиция это же…это же…блин, да это же сакральное место для Руси! И как же мы раньше то про это не вспомнили? Нет. Не можно ей у соседа быть. Собирайся, братан, пошли. Эй, кто там есть?! Велите дружине: на конь!

 

И они пошли. И отобрали у Польши Галицию. И присоединили Галицию к Червонной Руси.

 

На какое то время всё затихло. Но тут появляется в Червонной Руси, уже упоминавшиеся нами, князья-изгой Володарь, Рюрик и Василько Ростиславичи.

 

Они подошли к вопросу куда более тонко и политично, чем простой как палка Давыд Игоревич.

 

Братья Ростиславичи тайно связались с боярством стольного града Червонной Руси Владимира на Волыни. А знакомцы, среди боярской верхушки, у братьев-изгоев были несомненно.

Они же раньше какое - то время жили во Владимире. Приютил тогда Ярополк братьев – изгоев на свою голову. И, видать, не без пользы Ростиславичи провели время во Владимире. Поняли они, чем дышат, чего хотят местные бояре.

 

  А, надо сказать, что боярство Червонной Руси по своему характеру и образу мыслей значительно отличалось от своих собратьев в остальной стране.

Не в службе своему князю видели они боярскую цель, а в уменьшении княжеской власти и увеличении власти боярства.

Добивались они установления в Червонной Руси боярской олигархии и ограничения княжеской власти.

Нечто вроде конституционной монархии им грезилось. Чтоб всё решали крупные бояре, а князю быть не более чем воеводой.

Несомненно, влияние на их образ мысли оказывал пример соседней Польши, где как раз в это время начинает формироваться тот, очень своеобразный государственный строй, в дальнейшем названный шляхтеской республикой.

  А Польша, совсем недавно, преподала червоннорусскому боярству наглядный урок, как надлежит за свои права бороться. Вот, что там случилось

 

                     

 

Помните славного польского короля Болеслава Смелого, что так активно, но не вполне успешно для собственного кошелька, вмешивался при Великом князе Изяславе в русские дела ?

Так вот он решил укрепить самодержавную власть в Польше в ущерб правам и привилегиям шляхты.

Болеслав принимает королевский титул, начинает ущемлять шляхту. Некоторые «можновладельцы» то есть самые богатые шляхтичи, оказываются в тюрьме.

 

 Всё это снискало Болеславу любовь народную, но популярность среди шляхты он конечно не обрёл. А в Польше, для короля этого одного бы хватило, чтобы лишиться трона.

Болеслав же ещё с церковью поссорился.

То есть, конечно, ничего именно против католической церкви Болеслав не имел, но вот в Польше в то время католическая церковь, какая то не польская была. И даже не римская. А скорей немецкая.

Все священники из Германии присланы и подчиняется польская церковь германскому же архиепископату.

Болеслав же хотел польскую церковь подчинить напрямую Римскому Папе. И физиономии немецкие на польских церковных кафедрах Болеслав больше видеть не мог. Хотелось ему священников – поляков. Чтоб заходишь в костел, а там все свои, славяне. Благодать.

Да и слушаются они, коль уж свои, то тебя – короля Польского. А не как сейчас – Императора Германского, с которым у Польши рать без передыху.

Одним словом, прозондировав почву в Риме и выяснив, что Папа совсем не против такого ославянивания польской церкви, Болеслав приступил к делу. Но, как то уж совсем по польски приступил. Просто поехал в Краков, и для начала, убил тамошнего епископа.

Кажется это послужило последней каплей. Терпенье шляхты лопнуло. При поддержке церкви, шляхта свергает и изгоняет Болеслава. А на трон садится его брат Владислав.

Вот он всех кругом устроил. Был полностью под влиянием шляхты. Даже титула королевского себе не взял. Так по старинке князем и назывался.

 

Вот, что то вроде этого и хотели волынские бояре.

 

Ярополк Изяславич же менее всего был склонен поощрять такие прогрессивные устремления своего боярства. Возможно, что и головы на плечах у некоторых бояр уже зашатались к тому времени. Всё это очень огорчало прогрессивное боярство Червонной Руси.

 

Так, что когда братья Ростиславичи предложили боярству принять их князьями, а взамен получить новые привилегии для боярства, владимирские олигархи согласились.

 

Когда в 1085 году Ростиславичи с невеликой дружиной появились у стен Владимира, бояре изменили Ярополку и открыли ворота пришельцам, а Ярополка изгнали.

 

Тот, очевидно, был так удручён изменой своих бояр и чёрной неблагодарностью Ростиславичей, что ни нашёл ничего лучше, как поехать за помощью ни куда нибудь, а в Польшу.

Забыл наверно, как совсем недавно с Мономахом «отсакралили» у ляхов Галицию. Можно было ожидать, что поляки сейчас «в железа» возьмут гостя дорогого.

Но они сделали вид, что тоже забыли про неприятности с Галицией и с охотой снарядили войско на помощь Ярополку.

 Ещё бы! Назревало любимое занятие поляков – участие в междоусобной брани в соседнем государстве. Они так границы свои расширяли и добились, надо сказать, больших успехов.

Именно подобным образом, не так уж и давно, принимая участие в чешских междоусобицах, поляки сильно расширили свои владения за счёт чехов. В частности, забрали себе древний чешский город Краков. Да-да, Краков именно чешским городом был когда то, а не польским.

 

На Руси они тоже постоянно влезали в подходящие междоусобицы, но всё как то менее удачно. Не получалось им ничего охапить из русских земель. Даже своё теряли.

 Но шляхта не сдавалась и верила, что улыбнётся им когда нибудь удача и на Руси.

К слову сказать, она им улыбнулась, но гораздно позже.

А пока всё опять пошло не так как планировалось.

Поначалу Ростиславичи, узнав о приближении польского войска, ушли из Владимира. В Дикое поле.

И скоро, очень скоро, появились на Червонной Руси с войском составленным даже не из половцев, а из какого то степного отребья. 

Там и печенеги, и торки и чёрные клобуки, какие - то сбродные половецкие банды из степных изгоев. ( Да. Такие и в Степи были)

 

 И завертелся в Червонной Руси кровавый смерчь.

 Силами степняков Ростиславичи  прогоняют поляков туда откуда они пришли и Ярополка вместе с ними.

Чуть передохнув, Ярополк с поляками возвращается в Червонную Русь.

Мономах, которому надоело на всё это смотреть, появляется на Волыни с русскими полками.

 

Война  вспыхивает с новой силой.

 

Знаете, мне трудно и как то даже противно описывать всю последовательность событий того страшного времени на юго-западе русских земель. Поэтому расскажу кратко

 

Целый год бушует в Червонной Руси война всех против всех.

Движутся полки, звенит сталь в бесчисленных стычках и битвах. Горят города, села, нивы. Тянутся вереницы пленных русичей в степь, да в Польшу.

 И кровь, кровь, кровь без конца.

 

Наконец Мономах одолел - таки и поляков с Ярополком и степняков с Ростиславичами. И начал мирить.

 

Вот эта склонность Мономаха – всегда, даже победив и наголову разбив князей, затеявших междоусобицу, всё - таки как то по хорошему с ними обойтись, она всю жизнь будет присутствовать у этого князя. И много пользы принесёт Руси.

 

Кажется, Мономах уже тогда начал видеть корень зла в наличии князей-изгоев. И понимал всю несправедливость такой системы, что изгоев плодит и вынуждает к войне.

Он начинает помаленьку ликвидировать изгоев. Но не физически, конечно.

 Князю убить князя на Руси в то время дело немыслимое. В бою, под горячую руку, это ещё куда ни шло. Но просто казнить, это значит, новым Святополком Окаянным в глазах русичей предстать. А не было в то время на Руси имени презреннее чем это.  И чем тот Святополк кончил, все хорошо помнили.

 

Вот и Мономах не стал казнить Ростиславичей, а дал им в Червонной Руси удел. То есть сделал из них ни бездомных изгоев, а обычных князей. Правда, конечно, лишённых права на Великий Киевский стол.

 

Выделил Мономах Ростиславичам именно Галицию. Прям на границе с Польшей. Если и был тут у Мономаха замысел наказать тем самым поляков, подсунув им под бок соседей, ненавидящих к тому времени ляхов всей душой, то он полностью удался.

Сразу же, даже не отдохнув, Ростиславичи начинают набеги на Польшу

Много, очень много бед они сотворили Польше. Особенно один из них. Младшенький, по имени Василько.

 Но о нём речь впереди и, скажу заранее, войдёт Василько и его жуткая судьба в историю Руси накрепко.

 

А на Червонной Руси злодейства пока не кончились. Хоть и вернулся во Ярополк княжить во Владимир, но врагов там, по всей видимости, у него осталось предостаточно.

 Всего через четыре дня, после того, как вокняжился Ярополк опять во Владимире на Волыни, решил он, за какой то надобностью съездить в город Звенигород.

Дорогой, когда лежал князь в открытом возке, вдруг из рядов сопровождающей его малой дружины, вырвался на коне некто Нерадец и рубанул Ярополка саблей.

 

Смятение, охватившее окружающих, было так велико, что убийце дали уйти. Он бежал в Галиции и Ростиславичи его там укрыли.

Никто тогда Ростилавичей в убийстве Ярополка не обвинил. Но все это хорошо запомнили.

И князь Давыд Игоревич, тоже бывший изгой, княживший сейчас в Дорогобуже это запомнил.  Давайте запомним это и мы

Потому, что всплывёт это дело ещё и  много крови принёс  на Червонную Русь.

 

Тело Ярополка увезли в Киев и там погребли.

По словам летописца был этот князь, кроток, братолюбив, много бед принял без вины, был обижен и разграблен и, наконец, принял горькую смерть.

  А жизнь на месте не стояла.

 В 1090 году странный случай произошёл на Руси. Волжские Булгары, ни с того ни с сего, вдруг вынырнули из своей Булгарии и захватили Муром. Не то, что ограбили и ушли, а решили его к Булгарии присоединить.

Что на них нашло, вот понятия не имею.

Русские князья, все без исключения, решили, что это просто беспримерная наглость.

Быстро собралась общерусская рать. Даже Всеслав – оборотень присоединился, очевидно полагая, что нападать на русские города может только он и неча тут всяким бусурманам залезать в его охотничьи угодья.

А может совесть в нём вдруг проснулась.

 

Вообщем не задержался Муром в составе Булгарии. Вышибли булгар оттуда с превеликим шумом.

И больше они попыток отщипнуть кусочек от русских земель никогда не предпринимали

                         ( продолжение следует)