Князья и изгои: Тяжкий выбор

 Князья изгои

В 1093 году умирает Великий князь Всея Руси Всеволод Ярославич. Ушёл из жизни  последний из сыновей Ярослава Мудрого.

Что можем мы, вгядевшись через тьму веков, сказать об этом князе? Чем хорошим и плохим помянем его?

Пожалуй, не будет сильным преувеличением, если мы назовём его первым интеллигентом на Русском троне.

Всеволод любил книжное чтение. Скупил в Византии немалую библиотеку. Самостоятельно, как пишет его сын Владимир Мономах « не выходя из дому», выучил пять языков.

 

 

Он чурался шумных пиров и вообще не злоупотреблял хмельным. Был целомудрен в браке, чем сильно выделялся на фоне большинства тогдашних русских князей.

Князь был милостив к нищим,  благоволил церкви, щедро одаривая её. Но особенно он любил монахов, и монастыри в его правление благоденствовали.

Смолоду, когда ещё не наскучили ему государственные заботы, был он справедлив в суде, ненавидел и преследовал лживых людей и мздоимцев.

 

Увы, но такие похвальные качества Всеволода, как государственного мужа, дальнейшего развития не получили.

Непонятно почему, то ли из страстного увлечения чтением и самообразованием, то ли из отвращения к той грязи и крови, что всегда сопровождает как саму власть, так и борьбу за неё, но Всеволод охладел к княжеским делам, задолго до того как стал Великим князем.

Мономах вспоминает, что целыми днями отец его просиживал за книгами, читая Святое писание и труды арабских, византийских и античных авторов.

 А управляли всем его наместники, тиуны и прочие «госслужащие» той поры. Как мы видели, уже в Чернигове ничего хорошего для княжества из этого не вышло.

И значительно всё усугубилось, когда, после гибели в бою Изяслава, сел Всеволод на великокняжеский стол.

Беззакония и поборы его наместников распространились теперь на большую часть Руси.

Прежде всего, восторжествовали ростовщики. Грабительские проценты, которые после известного нам киевского восстания, сильно урезал Великий князь Изяслав, снова пошли в рост и достигли 700-800 процентов, а порой и выше.

Неправыми судами, поборами и взятками наместники и тиуны буквально разоряли крестьян и горожан. А когда, по каким то причинам, не получалось человека загнать в долги, у него могли просто так, даже без тени какой либо законности, взять и отнять землю и дом.

 

От тех лет, долетела до нас, со страниц, правда более позднего труда русского средневекового философа Даниила Заточника, горькая народная присказка:

«Не имей себе двора близ княжа двора, не держи себе села близ княжа села. Ибо тиун его как огонь, а слуги его как искры»

 

Попавшие  милостью Всеволода «из грязи в князи» тысяцкие да наместники, тиуны да волостели понимали, что всё это когда нибудь кончится. Поэтому старались наживаться изо всех сил, загребая и загребая богатства.

Пользовались тем, что князю дела ни до чего нет.

Летописец пишет: «…начали они грабить и продавать людей и Землю пусту сделали паче половцев, а князь в печалях и болезнях своих и не ведал об этом»

 

Ну, а, о чём же «ведал» то Великий князь, если не об этом?

А Всеволод продолжал самообразование и, не приходится сомневаться, что достиг в этом немалых успехов. Всё таки почти всё время этому посвящал, как же тут не достигнуть?

 

Надо сказать, что Всеволод, конечно, был отнюдь не робкого десятка. Доводилось ему за свою жизнь, и не раз, участвовать в походах и битвах. Но дело это он явно не любил.

Поэтому, став Великим князем он всегда стремился к миру и тишине на Руси. Но делал это, как то не очень разумно. Мы видели, как ради мира он был готов выполнить любые условия противников, порой самые унизительные.

И также видели мы как в Червонной Руси, этакое миротворчество Великого князя повлекло за собой совсем не мир.

 

 Всё это вызывало у Всеволода глубочайшую печаль. Всё чаще и чаще в последние годы, со слезами на глазах, вспоминал он прежнее тихое и не сильно заботное княжение в Переславле.

Вообщем, окинув этакое правление взглядом, можно сказать, что интеллигентный человек у власти это не всегда хорошо.

 

Сказав о плохом, нельзя не сказать и хорошее про правление Всеволода. 

 При нём, пользуясь пятнадцатилетнем относительным затишьем в войне со Степью, активно подновлялись старые системы защиты от набегов кочевников, так называемые «Змиевы валы» и строились валы новые.

Что такое русский защитный вал? Это не просто гора земли, а сложное инженерное сооружение. Вот как их строили

Сначала выкапывалась углубление в земле. Клался каменный фундамент На нём устанавливались высокие массивные дубовые срубы. Срубы изнутри заваливали землёй и камнями. Внешнюю стену выкладывали сырым кирпичом. Потом всё это засыпалось полностью землёй.Получался вал.

Кто первым начал строить эти валы на Руси, нам неведомо. Но строились они постоянно.

 В несколько рядов тянулись по всей границе Руси с Диким Полем. Этакая Великая Китайская стена, только не столь красивая и видная, хотя служившая той же цели, что и у китайцев – защита от набегов кочевников.

Эти валы и по сей день уцелели, но конечно совсем  не так хорошо сохранились, как Китайская стена.

Впереди валов, далеко в степи были насыпаны высокие курганы, на которых постоянно дежурила сторожа, наблюдая, не идут ли кочевники.

За валами стояли заставы, где несли службу пограничники того времени.

карта змиевы валы

 После смерти Ярослава Мудрого русские князья  забросили оборонительное строительство. Не до того им было, друг с другом всё воевали . Да и в степи всё тихо поначалу было.

Потом тихо быть перестало.

А ещё чуть погодя, совсем уж перестали степные зори тихими быть, мягко говоря!

Вот Всеволод и возобновил строительство новых валов да ремонт старых.

 

Росли на границах со степью новые городки. Эти города были не ремесленными и торговыми центрами, а чисто военными поселениями, где жили воины, службой которых было первыми встречать и, если возможно, отражать степные набеги..

 

Расширял Всеволод и международное влияние Руси. При нём связи Руси с Европой и Византией стали ещё более тесными и многогранными.

Тому немало способствовали дочери князя.

Старшая дочь Евпраксия была замужем за германским Императором Генрихом Четвёртым и довольно активно занималась европейской политикой.

А вторая дочь, Янка, была основательницей и игуменьей киевского женского Андреевского монастыря. Через Янку, что неоднократно ездила по церковным делам в Константинополь, Всеволод ненавязчиво, но активно влиял на церковные взаимоотношения Руси и Византии.

 

В частности, ему удалось избежать втягивания Руси во всё более и более нарастающий в те годы конфликт между греческой и римской церквями. А ведь Константинополь очень настойчиво этого добивался.

Но не добился. Так, что закоренелое миролюбие Всеволода, как видим, служило и во благо Руси.

 

И вот он умирает. Встал вопрос о престолонаследии. И, надо сказать, что окажись сыном Всеволода не Владимир Мономах, а кто нибудь другой, быть бы большой крови снова на Руси.

 

Ибо, по «лествичному» праву, пришла очередь садится на великокняжеский престол сыновьям старшего сына Ярослава Мудрого. Знакомого нам уже Изяслава.

Таким претендентом был, оставшийся старшим, после убийства на Волыни Ярополка, князь Святополк Изяславич.

Но это по «лествичному» праву.

А по заслугам, по государственным способностям, по любви народной прямым претендентом был Владимир Мономах.

Он уже успел снискать себе всеобщую славу как талантливый полководец. А в последние годы правления своего отца, успел прославиться и как справедливый правитель.

 

Дело в том, что Мономах совсем не собирался спокойно смотреть, как его отец разводит бардак на Руси. Поэтому, в последние годы жизни Всеволода, Мономах всё больше и больше перенимал у него, вернее у его управляющих, бразды правления. Ставил повсюду своих людей. В меру сил исправлял, что успели натворить отцовы верные слуги.

Отдадим должное Всеволоду. Он смотрел на такую деятельность сына вполне одобрительно, ничем не мешал и все наветы на него строго пресекал. А умел это делать Всеволод , при желании конечно, сурово.

 Не будем забывать, что он хоть и был интеллигент, но всё же интеллигент средневековый. То есть такой, что отвлечётся на минутку от книжки, башку неугодную отрубит и снова за чтение.

 

Так, что к моменту смерти отца, Владимир своими попытками восстановить хоть какое - то подобие порядка в управлении вызвал ещё большую любовь к себе в простом народе, но сильное раздражение в среде киевских верхов.

 

Нечто подобное, как мы уже видели выше, привело в Польше к дворцовому перевороту и изгнанию неугодного боярству монарха.

Но Русь не Польша, а Мономах не польский Болеслав.

Поэтому киевские «можновладельцы» и подумать  боялись, чтоб затеять, что то польское в Киеве. 

И то сказать, попробуй устрой тут переворот!

Мономах человек крутой, дружина, пришедшая с ним, князю преданна и к местным высокосановитым ворам зело недружелюбная.

Ну, а простонародье киевское, Мономаха обожающее,  оно всю свою историю было и есть  на восстание лёгкое.

 

Так, что силой Мономаха не убрать, но вот законом можно попробовать.

Вот умер князь Великий.

И по праву, древнему, предками освящённому, кровью обильно политому должен убираться Мономах из Киева! Уступить место Святополку Изяславичу, про которого уже такая слава по Руси идёт, что ой-ёй-ёй.

 

Что делать Мономаху?

Уступить и тем самым навлечь на Русь ещё худшее правление, чем она переживала при отце его? Или вцепится в трон и навлечь войну на ослабленную поборами Русь? 

Ведь Святополк не уступит. Ни за, что не уступит. За ним право. На его стороне и высокопоставленное киевское ворьё.

А войско он себе найдёт легко!  Вон, что с запада, что с востока завсегда масса желающих поучаствовать в разборках княжеских.  Накинутся хоть поляки хоть половцы на русские земли, только Святополк позови. Впервой им, что ли?!

 

Кто лучше у власти: ворюга или кровопийца?

Поди ответь! Не сразу и скажешь.

Можно ведь и никого не убить, да всех голодать заставить. Да так голодать, что детей в рабство продавать будут и сами в холопы записываться, лишь бы спастись.

Так уже было! Прямо вот сейчас было при отце, при Всеволоде.

Но ведь они живы хотя бы!

А, что если ворюга кровопийцей готов стать, коли не пустить его к такой желанной, такой долгожданной власти?

И станет, чёрт его возьми! Ведь и так уже было. Не раз и не два. Приведёт половцев, зальёт землю кровью.

Что делать то было  Мономаху? Что выбрать для Родины своей?

 

Мономах уступил. Ушёл из Киева.

 

Как же тяжела, ему, наверно, в тот момент показалась собственная шапка.