Нашествие

КНЯЗЬЯ И ИЗГОИ

Дерзость Олега требовала наказания. Но сразу у Мономаха и Святополка привести в чувство византийского архонта и его архонтесу «всей Росии» не вышло.

 

Из Дикого поля вынырнула ещё одна банда половцев и осадила город Юрьев. Причём на сей раз это были черноморские половцы хана Шарукана.

Обычно, как уже говорилось, эта орда не доставляла Руси особых хлопот, занимаясь набегами всё больше в южном направлении.

Но вот теперь, видимо пользуясь отсутствие Лукоморских и Донецких орд решил Шарукан немного пошарить в их охотничьих угодьях- на Руси.

Но людей послал немного.

Половцы перешли реку Рось, подошли к Юрьеву и потребовали мира, то есть денег.

Юрьевцы дали. Половцы, получив дань, сначала отошли от города, а потом рывком снова кинулись на него. Решили, очевидно, внезапно захватить Юрьев. Не получилось – юрьевцы успели ворота закрыть.

Тогда половцы разбивают стан под городом, решив взять его измором.

Ну измором, не измором, а взять получилось. Юрьевцы решили не обороняться, а однажды ночью просто все тайно бежали из города и ушли в Киев.

Это и доказывает нам, что Шарукан послал в набег небольшой отряд. Если бы крупная орда подошла, то и осада города была бы плотной и вся округа половцами кишела бы. Мышь не проскочит.

Можно предположить, что Шарукан задействовал небольшие силы, чтоб если, что оправдаться в случае если Тугоркан и Боняк, вернувшись, начнут предъявлять претензии. Дескать, чего на нашу территорию залез, это наша корова и мы её доим.

 Шарукан мог бы оправдаться, что дескать это не его инициатива, а просто случайный набег какого то шального бэка.

Ну, как бы то ни было, а половцы, обнаружив наутро Юрьев пустым, ограбили его, сожгли дотла и ушли к себе домой. Подоспевшим Мономаху и Святополку бить было уже некого.

Юрьевцы отказались возвращаться на родные развалины, хоть и милые сердцу, но через чур близко расположенные к Дикому полю.

Святополк построил им город недалеко от Киева и назвал его Святополч. Заселились туда не только юрьевцы, но и многие жители других пограничных городов Киевского княжества, не желающие более испытывать долготерпение Господне житьём на границе с Диким полем.

Так помаленьку начинают пустеть благодатные южнорусские земли.

 

 

Однако этот набег, сам по себе ничем не примечательный, вызвал к жизни очень интересное явление. Русские решили собрать…вот даже не знаю как назвать это – то ли Земской Собор, то ли съезд всей земли.

Вообщем дело было так.

Последние события показали, что пока князья грызутся между собой, половцы, даже малыми шайками, будут ходить по Руси как у себя дома. А князья грызутся постоянно.

Наверняка Мономаху первому пришло в голову, что с этим пора кончать и кончать радикально. То есть и с княжьей грызнёй и с половцами.

Мономах и раньше всегда стремился дела внутрирусские решать переговорами и миром. И решал их так неоднократно. Так, что мы не ошибёмся, если и попытку собрать в 1095 году общерусский совет тоже припишем Мономаху.

Дело было задумано масштабов небывалых. В Киев съезжались не только князья, не только высший церковный клир, но и представители простого народа. Правда только горожане. Крестьян не приглашали.

Решить хотели на том Совете или Соборе, как хотите так и называйте, вопрос об устроении и умиротворении земли Русской и совместной борьбы с половцами.

И хоть традиции демократии были сильны в тогдашней Руси, однако общерусский совет был делом небывалым. Поэтому готовили его Мономах со Святополком долго. Почти год. И только к апрелю 1096 года начали собираться депутаты

Прибыло в Киев народу много. Даже из Галиции князь Давид Игоревич пожаловал. Вы его наверно подзабыли, а надо вспомнить. Он ещё сыграет свою чёрную роль в русской истории. Это тот самый князь-изгой, что когда то своим разбоем в низовьях Днепра вынудил отца Мономаха, Великого князя Всеволода дать ему удел в Галиции.

Так вот, даже он приехал, понимая важность момента.

Вообщем собралась земля. Все приехали. А Олега Черниговского нет.

Святополк с Мономахом шлют Олегу такую грамоту:

 

«Приезжай в Киев, урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людями городскими, чтоб после нам можно было сообща оборонять Русскую землю от поганых»

 

Наверно только презрительно хмыкнул Олег над этим посланием. И ответил так:

 

«Не пойду на суд к епископам, игуменам и смердам»

 

Тут надо понять, почему такой Совет собирал Мономах и почему так презрительно отнёсся к этому Олег.

 

Мономах со Святополком, прожив всю жизнь на Руси, действовали в соответствии с исконно русскими демократическими и даже либеральными традициями.

В те времена князь совсем не был самодержавным самодуром. Все свои мало-мальские важные решения он должен был согласовывать и с дружиной и с церковью и с вечем.

Иначе всё могло кончится, да и кончалось, для него очень плохо.

А вот Олега жизнь по другому воспитала. Изгнанный ещё в молодости с Руси, где он мог привыкнуть к демократии?

Наоборот, пожив в Византии, пропитался он традицией единовластия, самодержавия и идеей, ну, что ли, божественности власти.

Вот эти то чуждые Руси и даже антирусские идеи он и принёс с собой, когда вернулся на Родину.

И вот его приглашают решать дела на общий совет всей земли.

Ну и какая могла быть реакция на такое этого протосамодержца?

На княжий совет он бы ещё поехал как равный к равным, но, чтоб простонародье решало дела государственные да судило-рядило князей – этого Олег не понять ни принять не мог конечно.

 

Брезгливый отказ Олега взбесил русских.

 

«Ты нейдёшь с нами на поганых – пишут ему Мономах и Святополк – Нейдёшь к нам на совет, значит мыслишь на нас недоброе и поганым помогать хочешь. Пусть же Бог рассудит нас!»

 

Последняя фраза означала объявление войны.

 

В мае 1096 года объединённые русские дружины Мономаха, Святополка и Давида выступили на Чернигов.

Олег не стал оборонять город. Может сил на защиту длинных черниговских стен у него, после ухода половцев не было, то ли не очень доверял он черниговцам, а только ушёл он из Чернигова и заперся в небольшом, но сильно укреплённом, городке Стародубе.

 

То, что Олег без боя уступил Чернигов, нисколько русских князей не смягчило. Слишком длинный счёт накопился у них к Олегу. Особенно у Мономаха.

Поэтому решено было достать Олега и  из Стародуба.

3 мая русские дружины осадили Стародуб и пошли на приступ. Наверно хотели дело решить быстро. Да и соотношение сил к этому располагало.

А не тут то было!  Олег показал себя искусным полководцем, а его сборная, сбродная дружина – лихими рубаками.

Штурм был отбит. И второй отбит. И третий.

33 дня отбивался Олег от объединённых русских сил.

33 дня! А был ли среди них хоть один спокойный?

И хоть доподлинно нам неизвестно, но смело предположим, что не было таких дней. Потому, что времени у русских тоже не оставалось.

 

Дело в том, что в то лето Тугоркан и Боняк вернулись из византийского похода. Снова заполнилась Дикая степь бесчисленными ордами.

Они вернулись и узнали про Переславльскую резню.

И пришло время платить Русской земле за клятвопреступление Мономаха.

В степи убийства послов не прощали. Никогда. Никому. Дипломатической неприкосновенности Великая Степь долго и кроваво учила Европу и всё же выучила. Вошло это и в европейский обиход.

Вот летом 1096 года пришла пора Руси получить очередной урок.

Выйти он должен был очень наглядный, учитывая, что все русские дружины под Стародубом и Русь лежит неприкрытая.

Мономах и Святополк отлично понимали это. Они давно знали, что расплата будет, наверняка готовились к ней, но пришла беда как всегда не вовремя. Кто ж знал, что Стародуб таким крепким орешком окажется.

Что делать князьям? Бросить всё и спешить на защиту Руси? Но ведь столько сил уже потрачено на этот Стародуб. Столько крови пролито. Может немного ещё подождать? Может не сегодня, так завтра штурм удастся. Ведь должны же силы кончится у Олега.

И вот так день за днем.

Знаете же как это бывает. Ну ещё чуть-чуть. Ещё один напор и всё. Ну, ладно давай ещё один раз и уходим. Ну вот ещё разок завтра попробуем и всё

И так разок за разком – 33 дня.

 

 

 

А отряды хана Боняка быстрым налётом пожгли местность под Киевом, а заодно и спалили Берестов – давнюю загородную резиденцию русских Великих князей.

А донецкий хан Куря вышел к Переяславлю. Город не взял, но всю округу уничтожил.

А русские дружины всё бьются о стены Стародуба.

Вот, что такое княжьи усобицы! Вот как ненависть к своим глаза и разум затмить могут!

Землю без защиты князья бросили, лишь бы брата своего наказать.

 

А ведь те набеги, Боняка под Киев да Кури под Переславль это всего лишь навсего разведка боем была.

 

В то лето Тугоркан с Боняком решили навалиться на Русь всеми своими ордами.

 

 

Большая война грянула 30 мая 1096 года. Вся Донецкая орда, десятки тысяч всадников во главе с самим Тугорканом, вторглась на Русь и осадила Переславль.

 

Что делает Мономах, князь переславльский? Что делает Святополк, Великий князь Всея Руси?

 

Они продолжают штурмовать Стародуб!

И, наконец, 8 июня, на 34 день осады и непрерывных боёв Олег запросил мира.

Ничего хорошего он, разумеется, от братьев-князей не ждал. Ничего хорошего и не получил.

Чернигов у него отобрали. Сказали ехать жить к брату в Смоленск. Пообещали, что как нибудь потом, дадут в княжение Муром.

 

Так Олег опять стал изгоем. Но не смирился. Ох, не смирился! За обиды свои отомстить он страшно. Но это потом.

 

А пока, надо бы князьям спешить на выручку Переславлю.

Но они…не спешат. 8 июня освободились они от Стародуба, но только 19 июля увидели переславцы русские стяги.

 

Почему так долго? Ответа летопись не даёт. Можно только предположить, что после тридцатитрёхдневной битвы нужно было время, чтоб пополнить силы.

 

А Переславль держится! Хоть и нет там дружинников, но люд то в Переславле подбирался самый бедовый на Руси.

50 дней отбивались они от орд Тугоркана! Верили, что помощь придёт. И она пришла!

 

Мономах и Святополк тайно, правым берегом Днепра провели войска к Зарубинскому броду. Оттуда до Переславля уже рукой подать.

 

Ночь на 19 июля прятались русские дружины в приречных оврагах. А утром, под прикрытием густого тумана переправились через Днепр и вышли к речке Трубеж. В тыл к Донецкой орде.

 

Русские дружины атаковали с марша, даже не выстроившись в боевой порядок. Удар был абсолютно внезапным для Тугоркана. Половцы пытаются организовать сопротивление.

В этот момент ворота Переславля открываются и на врага обрушивается городовая рать.

Половцы зажаты в тиски! Тут уж не до мести за послов. Тут бы вырваться.

Сеча идёт отчаянная, злая. Нукеры Тугоркана, плотно обступив своего повелителя, прорубают ему путь. Но тщетно. Порублены нукеры. Убит Тугоркан.

А как пал стяг хана, половцы хлынули в бегство.

Русские преследуют их весь день. Рубят, топчут безжалостно. Гонят по Трубежу до Днепра. Потом по Днепру. Трубеж был так завален половецкими трупами, что вышел из берегов

 

Это даже не разгром, это полное уничтожение Донецкой орды. Всей!

Впервые с 1068 года, времени первого крупного нашествия половцев на Русь, русские одержали крупную победу!

Первую за 29 лет!

 

19 июля 1096 года – день битвы при Трубеже, воистину день русской воинской славы, почему то ныне забытой.

А напрасно. Ведь по значению эту битву можно смело ставить в один ряд с трёхдневной битвой у Золотых ворот Ярослава Мудрого с печенегами ( впрочем, увы, тоже массовым сознанием забытой) и Куликовской битвой.

Потому, что при Трубеже наши предки  не просто разбили врага, но одержали  стратегическую победу в войне с половцами.

 

 

Донецкая орда уже никогда не оправится от этого удара. Раз и навсегда прекратят донецкие половцы самостоятельные походы на Русь и будут ходить на неё только в составе русских войск в княжеских усобицах.

 

Итак, русские празднуют великую победу.

Святополк разыскал тело своего тестя Тугоркана и похоронил с почестями в городе Борисов.

 

Но война ещё идёт. 19 июля русские на левом берегу Днепра уничтожили Донецкую орду, а 20 июля на правом берегу вся Лукоморская орда Боняка подходит к Киеву.

 

Боняк подошёл к Киеву нежданным. Внезапно, быстрыми переходами его орда прошла от Лукоморья до стен Киева. Киевлян некому было предупредить. Киевлян некому было защитить. Ведь русские дружины на реке Трубеж. Они  рассеяны по левобережью Днепра в погоне за остатками Донецкой орды.

На своё счастье киевляне успевают в последний момент захлопнуть городские ворота перед половцами. Это их спасло. Боняк не стал, конечно, штурмовать Киев. И в осаду брать русскую столицу он не рискнул – знал, что русские дружины в любой момент могут с левого берега Днепра переправиться на правый и отрезать Лукоморскую орду от родных кочевий.

Поэтому Киев Боняк не тронул. Но ограбил и выжег окрестности со всей присущей половцам тщательностью.

Досталось и Киево-Печерскому монастырю. Знаменитый Нестор – летописец, монах этого монастыря и очевидец набега Боняка, оставил нам яркое описание того, что сотворилось в обители в горький день 20 июля 1096 года.

 

Монахи ещё спали, когда под стенами монастыря раздались боевые вопли половцев. Когда монахи выбежали из келий, то увидели, что половцы уже ворвались внутрь монастыря.

И завертелась в обители дикая, кровавая карусель! Кто то из монахов бежал задними дворами, через огороды. Кто то, схватив оружие, рубился с половцами. Некоторые забаррикадировались в своих кельях.

 

Половцы, порубив защитников во дворе, ринулись к кельям. Они высаживали двери, врывались внутрь и резали, отчаянно отбивавшихся монахов.

Часть печерской братии укрылась в церкви Богородицы.

Покончив с кельями, половцы окружили церковь, подожгли её ворота, а когда те прогорели, ворвались внутрь.

Там развернулась последняя часть трагедии монастыря. Половцы убивали монахов, обдирали золото и драгоценности с икон, хватали золотые и серебряные кресты, одежды, подсвечники, кадила и вообще всё, что можно унести.

Они раскрыли раку с мощами св. Феодосия и сам хан Боняк запрыгнул на тело святого, топтал его ногами и кричал:

« Ну, где ваш Бог?! Где он?! Пусть же он поможет и спасёт вас!»

 

Вообщем половцы вели себя в монастыре примерно так же, как через восемь с лишним веков будут вести себя в монастырях воинствующие безбожники в кожанках и с красными звёздами. Воистину причудливы петли богини Клио!

 

Одновременно с Печёрским монастырём половцы разгромили и сожгли Всеволожский монастырь. Ну и ещё десятка два монастырей помельче.

 

Кроме того были напрочь уничтожены все поселения под Киевом.

 

Мономах со Святополком получив весть о том, что Боняк лютует в Киевском княжестве, немедленно переправляются на правый берег и спешат на помощь.

Боняк не стал их ждать. Он уходит. Русские устремляются за ним, гоняться долго, упорно, но тщетно. Вот, что пишет про это сам Мономах:

 

«И гнались со Святополком за Боняком и не настигли его. И потом за Боняком гнались за Рось, и снова не настигли его»

 

 

А дальше, за Рось в Лукоморские степи Мономах и Святополк разумно идти не решились.

 

Вот так и закончилась русско-половецкая война 1096 года. Хоть и одержали в ней русские великую победу при Трубеже, но всё южнорусское правобережье под самый Киев было выжжено половцами. Как и три года назад.

 

Мономах и Святополк, глядя на разорённые земли, имели возможность ещё раз убедиться – со смутами и усобицами внутри Руси пора кончать. Иначе Русь исчезнет с лица земли и очень быстро.

Но разве могут закончится кровавые усобицы, пока ходят по Руси и вокруг неё князья-изгои?

Когда Мономах со Святополком вернулись в Киев, их ждала хоть и ожидаемая, но всё равно нежданная и горькая весть. Пока они воевали с половцами, пока обливалась кровью Русь Южная  - князь Олег, собрав войско, ударил на Северо-Восточную Русь

 

                                                                                             (Продолжение следует)