Осада Чернигова

Князья и Изгои Часть 2

Август 1094 года

Снова, как и в прошлом году, окутана русская земля дымом пожарищ. Это огромная, разноплеменная, разноязыкая рать Олега, осадив Чернигов, выжигает окрестности. Особое внимание, в плане уничтожения под корень, Олег обратил на черниговские монастыри. Их спалили и разграбили все.

 

Может быть это связано с тем, что в черниговских монастырях давно и прочно настоятелями сидели ставленники Мономаха.

А может и с тем, что монастыри под чуткой заботой церкволюбивых князей Всеволода и сына его Владимира Мономаха разбогатели и стали очень привлекательной военной целью.

Почему военной? - спросите вы. Какое военное значение мог иметь монастырь, если он, конечно, не прикрывал собой какое нибудь стратегически важное направление?

Мог! Если монастырь богатый, то мог и имел самое первостепенное военное значение в Средние Века.

 

 

 

Ибо воевать тогда означало не биться на поле боя. Для этого было иное слово-«ратиться».

Воевать, прежде всего, означало – жечь и грабить земли противника. Убивать и пленять его мирное население.

Когда мы читаем, что « в лето такое то князь Имярек воевал такую то землю» мы не должны представлять себе лихие схватки богатырей облитых сверкающими доспехами. Потому, что, скорее всего, никаких таких схваток и не было.

А представлять мы должны полыхающие дома, обочины, заваленные разлагающимися трупами женщин, стариков, детей  порубленных славными богатырями в сверкающих доспехах. Порубленных просто так. Для потехи. Чтоб руку набить да силушку богатырскую потешить.

Мы должны  видеть мысленным взором вереницы измученных пленных, которых славные богатыри, облитые сверкающими доспехами, гонят на продажу, насилуя по дороге красивых пленниц и добивая уставших и не могущих продолжать путь.

Повторю – война это исключительно грабёж и уничтожение имущества да убийства и пленения мирного населения.

Например: по подсчётам историка Соловьёва с 1200 по 1400 год Русь воевала с внешним врагом и во внутренних усобицах около ста шестидесяти раз.

И только около пятидесяти раз в этих войнах происходили столкновение вооружённых сил между собой. Во всех остальных случаях, военные из враждующих сторон даже и не видели друг друга.

Ну, а грабежи и насилия, разумеется, происходили во всех случаях.

 

Интересный случай рассказывает тот же Соловьёв. Было это в 15 веке при царе Иване Третьем. Началась очередная русско-польская война. Как обычно, в таких случаях, кто на кого первый напал, не разберёшься. Да это и не важно.

Вообщем началась война и войска выступили на защиту своих Отечеств (грабёж и убийство мирных жителей ведь именно так принято называть)

И, совершенно неожиданно друг для друга, русская и польская рати вдруг встретились нос к носу у Смоленска. Выпал шанс отважным воинам защитить свои Отечества не на шутку.

И вот постояли рати друг против друга, постояли. И подумали, не сговариваясь, славные русские богатыри и благородные польские рыцари «а оно нам надо?»

У русских воинов на этот счёт уже давно поговорка была: «Дай Бог воевать, да не ратиться», у поляков наверняка была такая же – мы же народы то самые родственные.

И, на пятый день этого стоянии друг против друга, оба войска вдруг принимают влево, расходятся встречными курсами и, на виду друг у друга, идут «воевать, да не ратиться».

То есть русское войско идёт грабить земли соседа, а польское – идёт грабить русские земли.

Хороши, мать их за ногу, защитнички Отечества – не правда ли?.

 

Вот, что такое – война!

 Не подумайте, что в более поздние времена или, например, в других странах войны выглядели как то иначе. С чего бы им иначе то выглядеть.

Вот например: армия Жанны де Арк движется на Париж. По пути грабя и выжигая французскую землю. Ту самую, которую освобождают от англичан.

Когда Жанне сообщают, что местность, по которой прошла её армия, в результате превратилась из сытой и процветающей в голодную и выжженную, эта загадочная и великая девушка только пожимает плечами и говорит мудрые слова:

- Даже святая война это всего лишь война

 

Вдумайтесь в эту фразу! Сколько в ней глубины! Сколько смысла!

 Поняв её, вы сможете правильно понять и оценить любую войну в истории человечества. И, может быть, вас тоже начнёт подташнивать, когда войны романтизируют и героизируют.

Ну, а если Средние Века вам кажутся через чур далёкими и войны средневековые вы считаете через чур специфическими, то пожалуйте в Новое время.

Отечественная война 1812 года. Русская армия гонит Наполеона из России по пути самоснабжаясь. А как иначе? Война войну кормит.

Когда Кутузову докладывают, что как то уж очень сильно расшалилось православное воинство на православных же землях, мудрый старик в гневе швыряет доклад в огонь и кричит адъютанту:

- Я этого не позволяю, но и запрещать не буду! На то и война, сударь мой, на то и война!

 

То есть он сказал тоже самое, что и за четыреста лет до него Жанна де Арк.

 

А ведь и армия Жанны де Арк и русская армия ещё очень прилично себя вели по военным меркам. А, что когда ведут себя не прилично, а обычно?

 

 

Давайте-ка вернёмся опять в Черниговскую землю августа 1094 года и посмотрим на обычную войну, а не на Святую и не на Отечественную.

 С Олегом пришла половецкая орда. Как она себя ведёт, по вашему? А тмутараканская дружина? Она не пограбить пришла, что ли?

И Олегу надо же чем то с половцами рассчитываться. А мы уже писали выше – какие они половецкие гонорары.

Так, что, как видим монастыри, действительно имели первостепенное военное значение..

Тем более, что сам Чернигов, богатый стольный град Олег не планировал отдавать на разграбление. Ещё чего! Он же сюда пришёл править, а не грабить.

Грабёж облегчается тем, что нагрянул Олег на черниговскую землю внезапно. То есть знать то о его движении Мономах знал, да, видно, рассчитывал, что поведёт Олег свою рать обычной для набегов со степи дорогой – через Переяславль.

Но обычные то степные пути знал и Олег. А полководец он был первостатейный. Потому и не пошёл там, где его ждали. Выбрал себе иной путь, благо половцы степные дороги знают лучше чем Мономах, и нагрянул в Черниговскую землю в обход Переяславля.

Поэтому не успели в Черниговском княжестве спрятать добро и сами попрятаться. Так, что олеговским воинам раздолье – воюй, не хочу.

Тем паче дружина Мономаха вся заперта осадой в Чернигове. Да и мала она. Всего то сто человек.

Вот, что пишет летописец про то, что творил Олег в то лето на черниговской земле:

 

« Это уже в третий раз навёл он поганых на Русскую землю, прости Господи ему этот грех. Потому, что много христиан было погублено, а другие взяты в плен и расточены по разным землям»

 

Мда. «На то и война, сударь мой, на то и война»

 

С этого то времени и стали на Руси называть Олега Святославовича – Олег Гореславович.

Под таким именем он остался в памяти народной. Под таким именем упоминается и в «Слове о Полку Игореве».

 

Да откуда же он взялся то в тот год на Русской земле? Ведь мы с вами видели, как ещё в 1079 году упрятали его в византийскую тюрьму.

Неужто в тюрьмах Византии стены из бумаги? Неужто бежать оттуда было так легко?

Нет, друзья. Насчёт этого не волнуйтесь. Крепки стены в тюрьмах византийских и бежать оттуда невозможно.

А дело было так. В византийскую тюрьму русские родственнички пристроили Олега при Императоре Никифоре.

Как уже говорилось, был этот Император родом армянин. Женат он был на грузинке Марии Аланской, дочери грузинского царя Баграта Четвёртого.

То ли наскучил молодой грузинке старый армянин, то ли по каким то иным соображениям, но она вступила в заговор против мужа.

В итоге заговора на византийском престоле оказывается полководец Никифора – Алексей Комнин.

Правда с Никифором обошлись очень милостиво. Его не убили, не ослепили, не оскопили, а просто заточили в монастырь. Где он, кстати, с его же слов, прекрасно себя чувствовал.

 

Вот после восшествия на престол Алексея мы и встречаем князя Олега уже на свободе. Выпустил его новый Император. Чуть ниже мы осмелимся предположить – зачем выпустил.

Вообще про жизнь Олега после освобождения известно мало.

Вот он на свободе. Вот он почему то принимает участие в бунте пьяных русских наёмников. Что он среди них делал? Если учесть, что русскими в Византии называли скандинавов, точнее варягов, то можно предположить, что Олег, как Рюрикович, среди них занимал высокое положение.

За этот бунт его сослали на остров Родос. Но не волнуйтесь – это не суровое место. Совсем не Сибирь, мягко говоря.

Жил он там не очень плохо и в 1081 году женился на девушке из очень-очень знатной византийской семьи - Феофании Музалон.

Новобрачные получили от Императора славный свадебный подарок. Олег из русского князя стал «архонтом ( то есть наместником Императора) Матрахии, Зихии и всей Хазарии»

Зихия это Западный Кавказ, Матрахия – собственно Тмутаракань, а вот, что имел в виду византийский Император под Хазарией, честно говоря, не знаю. Никакой Хазарии к тому времени уже почти век как не было.

 

Но ведь Тмутаракань и Западный Кавказ это же русские земли в то время! Они входят в Тмутараканское княжество. И управляет сейчас этим княжеством наместник Великого князя всея Руси.

Чего это византийский Император русскими землями распоряжается? С какой стати своих наместников в земли князя Киевского назначает?

 

Объяснить это можно только так. Олег, вообще то имел права на Тмутараканское княжество. Более того, он даже правил там, когда был обманом схвачен и вывезен в Византию.

Скорее всего Олег проделал обычную для того времени штуку - подарил земли, право на власть в которых он имел,  сильному владыке с тем, чтобы получить назад эти же земли себе в вассальное держание и править ими под защитой сильной руки.

 

Потому, наверно, его в тюрьме и не уморили. Потому и быстро на свободу он вышел и жил на свободе припеваючи.

 

Вот так Крым ушёл из Руси в первый раз!

 

Так. Ладно. Почему византийский Император своих архонтов в русские Крым и Кавказ назначает, мы вроде разобрались. Потому, что эти земли уже официально не русскими стали.

 

Теперь давайте попробуем объяснить ещё один подарок новобрачным от щедрого Алексея Комнина.

Жену Олега, вот ту самую Феофанию Музалон Император пожаловал титулом… «архонтессы Росии» (именно так, с одной С писалось тогда название нашей страны).

 

А всей Русью то с чего Император распоряжается? Её то, кто и когда ему дарил?

Вот тут закрадывается такое подозрение. Ведь Олег то он не только права на Тмутараканский престол имел. Он же имел право и на престол Великого князя всея Руси.

Его лишили этого права князья-дяди, но ведь лишили незаконно.

Так может быть Олег за свободу и помощь  всю Русь Императору пообещал. Или вообще того…подарил как и Крым?.

 

Но как бы то ни было, а через два года после свадьбы архонт Олег и архонтеса Феофания вместе с сильной византийской армией высаживаются в Крыму и прогоняют оттуда наместника киевского князя.

Всё. Вот теперь Крым уже окончательно Руси не принадлежит.

Затем Олег, как мы уже говорили выше,  устраивает в Крыму хазарский, а заодно и еврейской погром.

Попросту говоря - режет всех, кто иудей.

Евреи, кто успел, бегут. Часть их оседает на Руси. И не где нибудь, а в княжеских дружинах.

Ключевский подмечает, что именно с этого времени среди русских дружинников, и без того крайне разноплемённых, увеличивается еврейский компонент.

Вот, например одного из дружинников Мономаха, особо отличившегося в 1094 году при защите Чернигова, звали Жидяра.

А в конце правления Мономаха среди его бояр мы встречаем человека с отчеством Жидович. То есть это, очевидно, это уже второе поколение крымских евреев на службе у русского князя. До боярства дослужился, знать лихой у Жидовича отец был.

Раз уж заговорили на эту тему, уместно будет рассказать о русском святом , епископе Новгородском Луке Жидяте. Предтечи всех ксенофобов российских.

Сейчас увидите, почему я так его назвал.

( считается, что это прижизненное изображение Жидяты. Который из них он, не знаю)

 

Появился на Руси Жидята при Ярославе Мудром. Вроде бы из Крыма. Где он был в плену то ли у караимов, то ли у крымских хазар. Там и стал иудеем. Отсюда и прозвище.

Из плена он бежал. Пришёл на Русь и здесь принял крещение.

То ли в плену ему тяжко пришлось, то ли по причине неофитства, но стал Лука Жидята ярым ненавистником всего нерусского и неславянского.

 То есть вот на дух ничего зарубежного не переваривал. Особенно он не переваривал всё греческое. Других иноземцев он тоже не любил, но греков не любил особенно.

Этому есть причина. Дело в том, что в начале 11 века священники русской церкви были в основном греками. И богослужение велось в основном не на русском, а на греческом языке. Разумеется такая ситуация не нравилась ни русскому клиру ни, особенно Ярославу Мудрому, который хотел священниками, а тем паче епископами и митрополитом, видеть только русских.

«Русскую партию» в церкви возглавлял епископ Илларион, автор знаменитого «Слова о законе и благодати». Вот под его то крылом и пристроился Лука Жидята.

А, пристроившись, обрушился на всё не русское со всей присущей ему страстью.

Прежде всего он объявил, что все святые и богослужебные книги надо переписать на русском языке, равно как и всё богослужение проводить только на русском.

Жидята вообще объявил русский и болгарский языки святыми, а все остальные языки погаными.

Мотивировал он это крайне просто. Кто придумал кириллицу? Христианские святые Кирилл и Мефодий. Следовательно, и языки написанные кириллицей – языки святые.

А кто придумал греческий и латинский? Неведомо. Но точно не святые и , даже, не христиане. А придумали их язычники. Сиречь-поганые. Значит и сами эти языки и алфавит греческий и латинский суть погань.

Разумеется в секрете это своё открытие Жидята не держал, а проповедовал его где только можно. Чем жутко раздражал тогдашнего митрополита Всея Руси грека Феопемта.

Дело в том, что позиция Жидяты была вообще то ересью, так как противоречила христианскому догмату «Троязычия», сторонником которого был русский митрополит.

Догмат этот гласил, что существуют только три святых языка: еврейский, греческий и латинский. Вот только написанные на этих языках священные и богослужебные книги считались истинными, и только три этих языка разрешалось употреблять в богослужении.

Это при том, что в самом Константинополе славянские языки были, как французский язык в России 19 века.

То есть вся элита на славянских языках разговаривала. Эти три «святых» языка они сами то еле знали, если вообще знали.

 Но догмат Троязычия тронуть боялись

Кирилл и Мефодий, в своё время, рискуя жизнью, этот догмат сильно пошатнули ( Кирилла за это отравили), но он всё ещё существовал к 11 веку.

Лука Жидята пошёл гораздо дальше Кирилла и Мефодия. Те хотели всего лишь славянские языки вровень с тремя «святыми» поставить.

Жидята, как видим, вообще только за теми языками, что пишутся на кириллице святость признавал.

А остальные, в том числе и три признанных церковью святыми, языки он прямо и открыто объявлял погаными.

За это он мог тоже поплатиться не слабо. Но при явной поддержке Иллариона и тайной Ярослава Мудрого тронуть Жидяту никто ни смел.

А конфликт нарастал.

В Киеве был возведён Софийский Собор. Как начали его внутреннее оформление, пришёл в собор Жидята с инспекцией. Нет ли, дескать, тут какой погани не русской.

И обнаружил, что надписи на стенах делаются не на русском, а на греческом языке!

Жидяту чуть инфаркт на месте не хватил! Он обрушился с проклятьями на мастеров-иконописцев. Но те, будучи греками, святого языка не понимали, а Жидята поганить рот греческим не желал. Увидев, что его устная проповедь не доходит, он приступил к физической.

Вообщем возник скандал, шум и всякая неподобь.

Ярослав Мудрый решил услать Жидяту из Киева. От греха подальше. Сказано-сделано. Лука Жидята становится епископом Новгородским. Пост высочайший!

Вот там то он развернулся на полную мощь и русифицировал всё до чего дотянулся. И сам переводами занимался и целую школу переводчиков создал.

 

Вернёмся всё же в Тмутаракань.

 

 Олег, решив еврейский вопрос в Крыму и пополнив тем самым русские дружины неплохим личным составом, спокойно правит в Тмутаракани, то есть, извините, уже в Зихии и Матрахии.

Но и отказываться от отцовского наследства на Руси он не собирается. Он же знает – право на Черниговский, а, затем и на Киевский стол за ним.

Но он теперь стал старше. Стал мудрее. А, значит, стал осторожней. Он ждёт. На этот раз поход не должен закончится провалом, как два предыдущих.

Поэтому он терпелив. И вот его десятилетнее ожидание оправдывается! После разгрома на Стугне Русь слаба как никогда.

Теперь самое время – решает Олег и собирает полки.

 

Вот так он и оказался под черниговскими стенами. Правда, ворота перед ним закрыты. А стены Чернигова высоки.

Для начала там ров метров двадцать глубиной. На рву вал. Тоже метров двадцать. А на валу стены.

Русские деревянные стены это добыча не такая лёгкая, как может показаться с первого взгляда. Русские мастера делали их мало чем уступающими западным каменным замкам по крепости.

Вот, что такое русская деревянная стена. Это сруб из неохватных брёвен. Как правило, дубовых. Внутри сруб засыпан камнями и землёй. Снаружи обмазан глиной от огня.

На вершине сруба, под защитой специальных щитов «заборол» оборудованы места для защитников. Сверху они прикрыты крышами крытыми свинцом.

В стенах – башни. В башнях бойницы густо натыканы. На разной высоте. Это, чтобы бить сбоку по тем осаждающим, что прорвутся к стене и начнут лестницы штурмовые приставлять.

Вот им то в бок и хлынут потоком стрелы из башен. И масло кипящее сверху. И смола расплавленная оттуда же.

Подступись!

В Чернигове таких стен аж две. Прорвался ты через одну, а впереди вторая. Ещё выше. Ещё страшней.

По штурмуй!

 

Но архонт Зихии, Матрахии и Хазарии на сей раз уверен в успехи. Ведь на этих несокрушимых стенах всего сотня защитников

И он командует – штурм!

Дальше случилось то, о чём бы неплохо в школьных учебниках писать и фильмы снимать.

Всего навсего сто русских дружинников восемь дней подряд отражают приступ за приступом многотысячной рати!

 

Осаждающие, ошарашенные таким отпором и отчаявшиеся взять город простым штурмом, мастерят две огромные башни и подкатывают их к стенам.

Поджечь башни, тогда сильное пламя охватит и стены. И путь в город открыт.

Но русские устраивают вылазку. И, уже не за стенами, а чистом поле отбрасывают противника и ломают эти бащни.

Восемь дней! Сотня против нескольких тысяч! 

И эти тысячи половцев, византийцев, тмутараканцев так и не смогли одолеть русскую сотню!

 

Русские ушли сами. Мономах, очевидно, получил известие, что помощи ему не будет ни откуда. Да и не было в тот год у Руси сил на помощь. Он решает, как написал потом «хватит литься крови христианской».

 

Мономах добровольно уступает Чернигов Олегу и уходит княжить в Переславль.

 

Его дружина с развёрнутыми стягами выходит из черниговских ворот.

Вокруг море врагов, русская сотня среди них как песчинка. Кажется, сейчас хлынет это море со всех сторон и похоронит песчинку после краткой. Ведь поле же вокруг. И стены больше не помогают дружинникам Мономаха. Вот же. Бей! Атакуй!

Ан нет.  Враги, как вспоминал Мономах : «…облизывались как волки…» но напасть не решились. Видать сильно им досталось за эти восемь дней и больше биться с дружиной Мономаха, даже в чистом поле, желающих не было.

 

Что ж. Получилось так, что вроде теперь все князья на своих, по праву принадлежащих местах.

Святополк Изяславич, как сын старшего брата Ярославича в Киеве, Олег Святославич – сын среднего брата, вырвал, выгрыз себе Чернигов, стол второй по значимости. А сын младшего Ярославича – Владимир Мономах на младшем столе, в приграничном Переславле.

 

Так, что - всё про справедливости у нас получилось ведь? По древнему лествичному праву? Ну теперь то наконец мир?

Нет.

Древнее умирало и не могло уцелеть, каким бы справедливым оно не казалось.

Мономах, и никто иной, был самым сильным и самым популярным на Руси князем. И занять младшее место на княжей лествице он не смог бы, даже если и хотел.

А он может быть и хотел смириться, ведь князь этот не любил усобиц, охотно мирился сам и мирил других.

Не силой, но договором и мудрым словом предпочитал он с молодых лет решать княжьи споры.

Так, что может и были у него мысли оставить всё так как получилось. Но, что значат людские желание перед объективным движением истории?

Земля не принимала старый порядок. Земля не хотела больше усобиц, вот уже второе поколение порождаемых князьями-изгоями. Земля одного только Мономаха хотела видеть во главе своей.

Ни Святополка, грабящего монастыри да закабаляющего киевлян ссудными процентами, ни Олега разоряющего её кровавыми нашествиями и раздаривающего русские княжества Византии.

Только Мономаха! Чтобы там не говорило по этому поводу «лествичное» право.

А значит – снова быть войне!

 

                                                                             (Продолжение следует)

 


Аватар пользователя Крол

 

==И, на пятый день этого стоянии друг против друга===

Это они ещё мало стояли.

Когда прочитал этот эпизод, почему -то сразу вспомнилось вот этот период во Второй мировой войне на Западном фронте с 3 сентября 1939 по 10 мая 1940 года. Для немцев это Sitzkrieg – «Сидячая война”, для англичан это Phoney War – “Забавная, ненастоящая война”, а для французов это Drole de guerre – “Странная война”. 

Аватар пользователя Назаров

Да)

И при этом Чемберлен однажды заявил в парламенте:

"Мы уже второй месяц ведём войну во всём её ужасе" ))