Покаяние Мономаха

 

Князья и изгои. Часть 2

Вот это письмо. Я привожу его полный текст с некоторыми своими пояснениями, ибо рука не поднялась, что то сокращать и править в этом потрясающем документе

 

«Олег, брат мой. Пишу к тебе, потому что принудил меня к тому сын твой крестный: прислал ко мне мужа своего и грамоту, пишет: уладимся и помиримся, а братцу моему суд пришел; не будем за него местники, но положимся во всем на бога: они станут на суд перед богом, а мы Русской земли не погубим. Увидав такое смирение сына своего, я умилился и устрашился бога, подумал: сын мой в юности своей и в безумии так смиряется, на бога все возлагает, а я что делаю? Грешный я человек, грешнее всех людей!

 Послушался я сына своего, написал к тебе грамоту: примешь ли ее добром или с поруганьем — увижу по твоей грамоте. Я первый написал к тебе, ожидая от тебя смиренья и покаянья. Господь наш не человек, а бог всей вселенной, что хочет — все творит в мгновенье ока; а претерпел же хуленье, и плеванье, и ударенье, и на смерть отдался, владея животом и смертью; а мы что люди грешные? Ныне живы, а завтра мертвы; ныне в славе и в чести, а завтра в гробе и без памяти: другие разделят по себе собранное нами. Посмотри, брат, на отцов наших: много ли взяли с собою, кроме того, что сделали для своей души?

 

 Тебе бы следовало, брат, прежде всего прислать ко мне с такими словами. Когда убили дитя мое пред тобою, когда ты увидал кровь его и тело увянувшее, как цветок, только что распустившийся, как агнца заколенного, подумать бы тебе, стоя над ним: «увы, что я сделал! Для неправды света сего суетного взял грех на душу, отцу и матери причинил слезы! Сказать бы тебе было тогда по-давыдовски: аз знаю грех мой, предо мною есть выну! Богу бы тебе тогда покаяться, а ко мне написать грамоту утешную да сноху прислать, потому что она ни в чем не виновата, ни в добре, ни в зле: обнял бы я ее и оплакал мужа ее и свадьбу их вместо песен брачных; не видал я их первой радости, ни венчанья, за грех мой; ради бога пусти ее ко мне скорее: пусть сидит у меня, как горлица, на сухом дереве жалуючись, а меня бог утешит.

Здесь речь Мономах ведёт о своем сыне Изяславе, убитом в войне с Олегом. Вроде бы упрекает в этом Олега мягко, но вот дальше мы увидим, что он простил за это Олега и даже возлагает вину за произошедшее именно на Изяслава, а не на Олега. Воистину надо обладать невероятной душевной силой, чтоб поступить так.

 

«Таким уж, видно, путем пошли дети отцов наших: суд ему от бога пришел. Если бы ты тогда сделал по своей воле, Муром взял бы, а Ростова не занимал и послал ко мне, то мы уладились бы; но рассуди сам: мне ли было первому к тебе посылать или тебе ко мне; а что ты говорил сыну моему: «Шли к отцу», так я десять раз посылал. Удивительно ли, что муж умер на рати, умирали так и прежде наши прадеды; не искать было ему чужого и меня в стыд и в печаль не вводить это научили его отроки для своей корысти, а ему на гибель. Захочешь покаяться пред богом и со мною помириться, то напиши грамоту с правдою и пришли с нею посла или попа: так и волость возьмешь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем жить, чем прежде; я тебе ни враг, ни местник. Не хотел я видеть твоей крови у Стародуба; но не дай мне бог видеть крови и от твоей руки, и ни от которого брата по своему попущению; если я лгу, то бог меня ведает и крест честной.»

Но и это не всё. Разве возможно примирение без покаяния? Если искренне ищешь мира со своим врагом, то должен же ты осознать и свою вину перед ним. Если хочешь кого то простить – мыслимо ли это сделать, не попросив прощения самому? Ведь в любой ссоре и, тем паче, в любой войне, виноваты все стороны. Пусть и не одинакова вина – но она есть у каждой из сторон. И для мира надо отыскать свою вину. Хотя сделать это неимоверно сложно.

А найдя свою вину, надо покаяться перед врагом, что стократ сложнее. Но Мономах совершает этот подвиг. Подвиг покаяния перед смертельным врагом своим!

Он кается!

 Если тот мой грех, что ходил на тебя к Чернигову за дружбу твою с погаными, то каюсь. Теперь подле тебя сидит сын твой крестный с малым братом своим, едят хлеб дедовский, а ты сидишь в своей волости: так рядись, если хочешь, а если хочешь их убить, они в твоей воле; а я не хочу лиха, добра хочу братьи и Русской земле. Что ты хочешь теперь взять насильем, то мы, смиловавшись, давали тебе и у Стародуба, отчину твою; бог свидетель, что мы рядились с братом твоим, да он не может рядиться без тебя; мы не сделали ничего дурного, но сказали ему: посылай к брату, пока не уладимся; если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, то пусть душа его на том свете не увидит мира от бога. Я к тебе пишу не по нужде: нет мне никакой беды; пишу тебе для бога, потому что Мне своя душа дороже целого света».

 

Владимир Мономах совершил в своей жизни много воинских подвигов, что ставят его в один ряд с великими полководцами древности. О некоторых военных заслугах Мономаха мы уже рассказали, о некоторых поведаем в дальнейшем.

Но ни один из ратных подвигов Мономаха невозможно сравнить с духовным подвигом прощения им князя Олега и покаяния перед ним.

Легко разбить даже очень сильного врага. Такое делали многие. Но стократ труднее простить врага и самому просить у него прощения.

На такое способны единицы. Мономах был способен. И этим одержал самую главную победу в своей жизни – раз и навсегда примирил князя Олега с Русью.

Послание Мономаха достигло цели – сердца Олега. Пробило закаменевшую броню из ненависти и недоверия, что десятилетиями ковалась вокруг души этого князя-изгоя.

И на свет появился новый князь Олег. Не загнанный и свирепый волк в образе человека. А человек, которым Олег и был изначально. До того как обрушилась на него злоба и несправедливость князей-дядьёв.

Олег принял протянутую руку Мономаха. Принял его покаяние и сам покаялся. Принял его прощение и сам простил.

Больше никогда князь Олег не станет разжигать усобицы на Руси.

Такова сила милосердия! Двадцать лет без малого бился Олег за своё место на русской земле. Бил врагов и сам был ими бит неоднократно. Но никогда не смирялся перед силой оружия. Поднимался и вновь бросался в борьбу. Не признавал он себя побеждённым и не признал бы никогда, продолжай его враги применять к нему силу. Не встал бы он перед силой на колени. По его жизни, по его поступкам видно было – не такой он человек.

А вот  милосердием и прощением был побеждён.

Потому, что милосердие к врагу сильнее любого оружия. Потому, что милосердие выше справедливости.

Но как же трудно прибегнуть в борьбе с врагом к милосердию. Понять и поверить, что только одно оно всепобеждающе, а оружие, пусть и поднятое за правое дело, может принести лишь временную победу. Да ещё как она будет выглядеть то, победа эта. Ведь порой такие победы бывают, что посмотришь да скажешь – лучше бы и не было её победы этой, чем такая то.

И только милосердие побеждает окончательно, бескровно  и бесповоротно.

Но, как сказано, неимоверно трудно оно в применении. Наверно поэтому правители русские после Мономаха никогда им не пользовались. Не по силам оно было никому. Кроме, пожалуй, Бориса Ельцина, который первым после Мономаха, смог простить смертельных врагов своих, жаждущих убить его и убивших бы, пойди всё по ихнему.

А он их простил. И тем спас Россию и встал в нашей истории вровень с Владимиром Мономахом.

Впрочем, что то мы в своих размышлениях далековато ушли от 11 века. Пора вернуться. Ибо там, наконец, совершается давняя мечта Мономаха – съезд всех русских князей, для решения вопроса: как дальше жить.

Всем уже к тому времени ясно стало, что жить по старому, как отцы и деды жили, теперь невозможно.

Осенью 1097 года в городе Любече, что в Черниговском княжестве собрались все старшие князья Русской земли.

 

Тут был Великий князь всея Руси Святополк, был Владимир Мономах, Олег Святославич и брат его Давид.

Из далёкой Червонной Руси приехали ещё князья-изгои Давид Игоревич и братья Василько и Володарь Ростиславичи.

Давид, если вы забыли, правил во Владимире – Волынском, Василько в Теребовле, Володарь в Перемышле.

Никаких бурных споров на съезде не было. Всем было понятно, что надо систему наследия княжеских столов менять. И менять так, чтобы перестали появляться князья – изгои.

«Зачем губим Русскую землю, поднимая сами на себя вражду?» так говорили князья на Любечском съезде «А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут усобицы. Теперь же с этих пор станем жить в одно сердце и блюсти Русскую землю»

 

И решили князья так: «Отныне каждый пусть держит отчину свою»

Эта знаменитая формулировка Любечского съезда вошла во все учебники истории. Но, что она значила и как могла примирить князей между собой?

А вот, что. До этого времени, как мы уже писали, ни один князь не имел на Руси постоянного, своего наследственного владения. Считалось, что вся Русь в общем, совместном владении всех Рюриковичей.

Оттого и вертелась по земле Русской «княжеская карусель». Переезжали князья постоянно из города в город, из княжества в княжество.

А вертел её Великий князь всея Руси. По совету с братьями и дружиной, конечно, перемещал он князей по Руси. Того в Чернигов, а этого в Смоленск. Потом того из Смоленска в Ростов, а князя ростовского в Новгород.

Вот так и получалось у русских князей – вся Русь им принадлежит, а ни одного кусочка её по отдельности. лично у какого то князя и нету.

С одной стороны, вроде бы так то вот по справедливей, чем, у западных славян. Видели мы с вами как у поляков или у чехов один князь старается всё под себя подмять, а других братьев своих уничтожить.

А с другой стороны, напомним, что была у карусельки этой особенность. Называлась – лествичное право. Проще сказать, если отец твой умирает так и не посидев на Киевском престоле, то и ты и братья твои и все потомки раз и навсегда с княжьей карусели сходите. Нету вам больше место на русских княжеских столах. Разве, что Великий князь из милости даст чего нибудь. Но он вовсе не обязан это делать.

Этакая «русская рулетка» Вот так и появлялись князья – изгои.

Ну, а Олега, мы помним, просто без всякого основания изгоем сделали.

И был, конечно, в этом тоже смысл. Князей то от поколения к поколению больше и больше становится. А столов новых не особо прибавляется. Вот и содействовало «лествичное» право, так сказать «прореживанию» рядов среди тех кто имеет право княжить на Руси.

Ан система то эта и не сработала. Вернее, видели мы как она сработала. Князья – изгои всё плодились и терзали Русь. В сплошной крови вертелась карусель княжеская.

 

И вот наконец решили, что пора с обычаями отцов кончать, пока обычаи отцов, как это за ними часто водится, не поубивали детей и всю страну.

Решено было в Любече так. Великокняжеский стол занимают князья по прежнему «лествичному» праву.

А вот всю остальную Русь поделили на куски между потомками сыновей Ярослава Мудрого. И эти то вот куски и стали называться княжескими отчинами. Отчины эти решено было сделать наследственными и поэтому оттуда выходцев из того или иного княжеского рода уже не мог ни изгнать ни переместить ни Великий князь всея Руси, ни кто бы то ни было. У каждого там, на отчине своей, должно было найтись место. Чтоб никаких изгоев больше не появлялось.

Это, конечно, существенно ограничивало власть Великого князя и вообще центральную власть. Что то вроде федерализации возникло на Руси.

И это положило начало феодальной раздробленности на Русской земле. Но иначе было поступит тогда нельзя.

Как же поделили Русскую землю в Любече.

Святополку , ну кроме того, что он Великий князь, доставался Туров.

Мономаху - Переславль, Смоленск, Ростов.

Святославичам Олегу и Давиду – Чернигов, Муром, Рязань.

Ну, А Давид Игоревич да братья Ростиславичи Василько и Володарь остались при своих. Вся Червонная Русь как была в их власти так и осталась, но уже наследственной отчиной.

И ещё решили князья не применять больше военную силу друг против друга в случае какого нибудь спора. Не начинать больше усобиц.

И клялись в том. И крест целовали. И сказали:

«Если теперь кто-нибудь из нас поднимется на другого, то все мы встанем на зачинщика и крест честной будет на него же»

Увы, но слово своё князья не держали даже месяца. Очень скоро запятнана будет любечская клятва многой кровью.

Да и дальше княжеских усобиц будет много.

Но изгоев на Руси больше не будет!

Отныне, каждому русскому гарантировано было место на Русской земле.

Так было покончено с князьями – изгоями на Руси.

А были они специфически русским явлением. Вот не было ни во Франции, ни в Германии каких нибудь феодалов-изгоев. А на Руси были.

Давайте разберёмся, почему так.

Тут причина вся в том, что по разному правящие династии вставали во главе, допустим, Франции и Руси.

Вот внешне всё, вроде бы , одно и то же. И там и там пришли викинги и встали во главе. Ан это только внешне.

Францию викинги – норманны захватили силой. И землю и людей сразу поделили между собой. Там наследственные феоды сразу и образовались

А на Руси то не так дело было. У нас же не просто викинги пришли, а варяги. Сиречь-наёмные защитники.

Рюриковичи то не захватывали ничего на Руси, а были приглашены славянскими племенами на княжение. У славян как раз образовалась государственность (а не варяги её организовали) и эту свежую, крайне нестойкую государственность тут же стали раздирать конфликты между различными славянскими родами и племенами.

Вот и решено было, вполне логично, пригласить чужаков. У которых никаких родовых связей тут нету, а, следовательно, и никаких обязательств ни перед одним родом или племенем тоже нету.

Значит будут править и, главное, судить беспристрастно. Плюс к тому и воинов лучше чем викинги в то время – сто лет ищи, не сыщешь. Значит, если, что, смогут и оборонять землю. Не в последнюю очередь от других викингов, конечно.

Как говорится у Шварца: «Чтоб избавиться от чужого дракона надо завести своего» Вот и, чтоб избавиться от других викингов решили славяне завести своих викингов, только сортом «варяг»

Таким образом Рюриковичи получили право на власть над Русской землёй, но не получили в собственность ни клочка этой земли.

А, что значит право на власть? В первую очередь это право собирать с земли дань и вершить суд. Суд, в те времена, дело крайне доходное для князя.

Дело в том, что если мы откроем любой средневековый кодекс: хоть «Русскую правду» хоть «Саксонское зерцало» хоть «Каролину» то убедимся, что они чем то похожи на меню в ресторане или прайс-лист какой нибудь.

То есть за любое преступление там прописано наказание в виде штрафов на определённую сумму. Часто штрафов очень и очень немаленьких. Но ни тюрьмы, ни каторги, ни смертной казни там нет. Плати, ступай и больше не греши.

Причём зачастую эти штрафы шли не пострадавшему, а именно князю. Хотя били и грабили вроде не его.

А когда и пострадавшему, что то перепадало, то и в этом случае князю тоже платили. Порой – больше чем пострадавшему.

Ну и плюс к этому – судебные пошлины. Они и сейчас есть и тогда были. Тоже в княжью казну.

Так, что как видите, право суда давало немалый доход. Настолько это было выгодно судить, что даже награда такая существовала. Давал князь какому нибудь отличившемуся боярину или иному везунчику «несудимую грамоту»

Это означало, что отныне, в своих владениях этот боярин сам вершит суд. Направляя денежные потоки справедливости в свою казну.

Но за одним исключением. На Руси всегда оставалось в силе правило: «В мёртвом теле-княжий суд»

То есть за убийство судил именно князь. Так как штрафы за убийство были самые крупные.

Вот, что такое была власть для Рюриковичей: право собирать налоги и право суда. Ну и военная добыча тоже конечно им.

А вот земли нет. Именно поэтому и переезжали князья из княжество в княжество. У них же, что там ни клочка своего, что здесь. Равно как и у их дружины.

Ну разумеется очень быстро ситуация стала меняться. Различными путями Рюриковичи и дружина их отжимали у общин земли в собственность.

Но даже вот на Любечском съезде поделили они между собой не земли как недвижимость, а именно право власти над теми или иными землями. То есть право собирать там налоги, дани, пошлины и право вершить суд.

Вот оттого то, что право власти было у всех Рюриковичей, а наследственных кусков ни у кого и возникали князья-изгои.

И корни этого лежат именно в том, что князья русские появились у нас не как захватчики, а как приглашённые всей Землёй на определённую службу на определённых же условиях.

Отсюда, кстати, и очень разное отношение к самой власти у Рюриковичей и у их зарубежных коллег.

Если посмотрим  как относились к власти хоть в Западной Европе хоть в Византии то увидим, что власть там воспринималась как некий абсолютное право определённых лиц.

Даже до полного маразма доходили, говоря «Вся власть от Бога» На престол помазывали елеем – утверждая божий источник власти королей или базилевсов.

Последние вообще считались богоподобными. И иконы где Христос с лицом очередного базилевса, а Богородица с лицом базиллисы – самое обычное дело было.

А то и просто базилевса в центре иконы рисовали, а по краям, меленько так, Христа или апостолов.

( базилевс Василий Болгаробойца)

Правда всех в этом плане переплюнул один из Римских Пап. Григорий Второй кажется. Про него не икону но картину нарисовали. На картине этой Папа на троне, трон на носилках, а носилки несут Христос и все апостолы. Очень эта картина Папе нравилась и он её в Ватикане выставлять не стеснялся. А чего стесняться – всем же вокруг тоже нравилось.

Отсюда и подход к власти был как к абсолютному, богоданному Праву. Можно перечитать византийских или западных средневековых философов и законников: у всех речь идёт о том какие Права у власти и есть ли для них ограничения.

В Византии все сходились на том, что никаких ограничений нет и быть не может.

А уж тем паче не может быть никаких Обязанностей у власти перед подданными. Какие могут быть Обязанности у богоподобного базилевса перед простыми смертными? О чём вы? О таком даже думать грешно. То не базилевсу то Богу самому оскорбление и, что гораздно страшнее, оскорбление чувств верующих.

А какие обязанности могли быть у западного герцога или барона перед подданными? Он же потомок оккупантов, современным языком говоря. Какие обязанности у поработителя перед порабощёнными? Они и защищать то это быдло были не обязаны. Да они и сами грабили его зачастую. Только и исключительно Права могли быть у этих гордых потомков гордых викингов.

А вот на Руси наоборот. Рюриковичи такие же гордые потомки таких же гордых викингов как и какой нибудь граф де Бюсси, но у них помимо Прав ещё и Обязанностей перед Землёй целая куча.

Потому, что не Богом им власть вручена, а народ их призвал. Если Бога в сторону отвести (а он то уж точно ни к какой земной власти никакого отношения не имеет) то сказать можно точнее: не захватчиками пришли Рюрик с дружиною, а служащими, на определённую работу, на определённый пост и за определённое вознаграждение.

И понимание этого жило в Рюриковичах очень долго. В Поучениях Мономаха, в отличии от аналогичных западных или византийских трудов, нет ни слова о Правах власти. Зато очень много разделов посвящено Обязанностям власти.

То есть написано нечто для средневековья не слыханное и даже богохульственное – власть чего то там обязана подданным.

Оттого то, даже в средневековье, сильна была демократия на Руси. Князь он служит Земле. А не Земля князю. И он тут не от Бога, а от веча! И советоваться должен. С дружиной. С вятшей городской господой, и с вечем.

А иначе: «Ступай княже – путь тебе чист» Во времена Мономаха так было по всей Руси, а не только, как позднее, в Пскове и Новгороде.

Именно демократические, и даже либеральные традиции и есть исконно русские традиции.

Позже Рюриковичи всё больше и больше станут «забывать» о том, что у них помимо Прав есть ещё и Обязанности.

А потом придёт к нам с Византии яд «Третьего Рима». И на Руси тоже начнут считать, что власть от Бога. И русских царей будут считать богоподобными и относится к ним чуть ли ни как к живым богам.

 Впрыснется эта монархическая, сиречь, антирусская, отрава в жилы Руси.

Да так накрепко, что по сей день выблевать эту гадость не можем!

Всё ищет себе Россия царя-батюшку. То есть сапоги, чтоб вылизывать и задницу, чтоб целовать. И находит! И вылизывает! И целует!

Во как траванулись.

 

Ну да ладно. Это мы отвлеклись опять. Давайте ка подведём промежуточный итог нашего повествования.

Во второй половине 11 века для Руси наступил один из опаснейших периодов в истории. Страна встала на самый край пропасти в историческое небытиё, куда уже рухнули сотни государств и народов. Причём, порой сталкивались эти навсегда исчезнувшие государства с проблемами куда меньшими чем Русь в описываемое время.

Масштабы угрозы, нависшей над нашими предками, переоценить трудно.

Мы с вами видим, что страну поразил серьёзнейший внутренний кризис и , одновременно с ним, Русь подверглась внешнему нашествию небывалых досель масштабов.

Тяжёлые военные поражения в борьбе с половцами перемежевывались с ожесточёнными внутренними распрями.

И, как нарочно, чтоб гарантированно столкнуть Русь в пропасть небытия, «лествичный» порядок возводил на престол Великого князя личностей малопригодных для руководства страной в столь опасное время.

Как следствие правления Всеволода, а за ним, Святополка население страны, особенно Киевского княжества оказалось в тягчайшей долговой кабале.

Один безвольный, а другой алчный и абсолютно неразборчивый в средствах наживы Великие князья загнали народ в долги перед ростовщиками, тем самым, резко сократив количество свободных людей на Руси. А ведь свободные люди – основа войска. Холопу или загнанному долговыми  расписками на самую грань холопства, просто не за, что воевать. И даже напротив – крушение власти даёт им надежду скинуть с себя кабалу.

Даже каждого из этих факторов по отдельности было бы вполне достаточно, чтобы Русь исчезла, уйдя с одного края под Польшу и Чехию, а с другого края просто превратившись в выжженную половцами пустыню.

Все же, вместе взятые, эти кризисные факторы практически зачитывали Руси приговор.

Однако, на великое счастье и сам род Рюриковичей и народ русский в то время ещё были молоды, нравственно и физически крепки.

Недавно обретённая новая вера – христианство, ещё имела множество искренних поклонников в самых разных классах общества. А Православная церковь - структура общерусского масштаба, мыслящая не удельно, а общегосударственно помогала удерживать Русь в единстве, порой оставаясь последней скрепой.

 В итоге Русь сумела выдвинуть лидера масштабом стоящего вровень с самыми великими правителями не только русской, но и мировой истории

. Того, кто смог понять причину поразившего страну кризиса, правильно увидеть пути его преодоления и сумевшего, несмотря ни на, что провести страну этими путями.

Этого лидера звали Владимир Мономах.

 

Любечский съезд реформировал Русь. Но традиции отцов, вдоволь попив крови детей, не желали сразу умереть. Старое не может исчезнуть в один день. Давняя вражда не сможет погаснуть от крестоцелования. Для этого требуется долгая и тяжёлая душевная работа. Мы видели как непросто далась она даже Мономаху.

И, разумеется, остались такие которые с такой работой не справились, а, скорее всего, даже и не приступали к ней.

Как итог, сразу же после Любечского съезда на Руси вновь вспыхнула масштабная внутренняя война, в которой на сей раз, помимо половцев, поучаствовали и наши западные братские народы – поляки и венгры.

Но об этом в следующей части.

  Конец второй части

(продолжение следует)