изяслав
Князья и изгои
Настоящая работа является продолжением рассказа "Изяслав".
Как жить, если ты изгой?
Если на всей Земле, ни на Отчине ни на чужбине нет у тебя ни клочка своей земли, ни угла, ни очага.
А то, что есть – ни твоё, а данное, едва ли ни Христа ради, родственниками. И знаешь, ты, что в любой момент, как дали так и отберут?
И нет тебе ни места в своём роду, ни почёта, что имели предки твои. И слово твоё не значит ничего в совете, и замуж за тебя ещё не всякую отдадут ибо не завидный, ох какой незавидный ты жених, муж и отец.
Ведь это своё изгойство, это проклятье своё, передашь ты и детям и внукам.
Как тут жить?
Одно дело если изгоем ты стал за свои грехи, за преступление, что совершил против рода или Отчины своей.
А если изгойство тебе досталось по наследству? А если вообще ни по делу, ни по праву сделали тебя изгоем те, кто оказался сильней тебя?
Тогда как?
Тяжко. Очень тяжко так жить. Даже если ты простолюдин.
А если ты князь?
Не повезло тебе, умер отец или, того паче, ещё дед твой, не побывав на вожделенном столе и безжалостное «лествичное» право тут же низвергает тебе в изгои.
Вчера ещё ты видел себя в мечтах на золотом великокняжеском столе. Ловил подобострастные взгляды окружающих. И вдруг, в один день, одним махом рушится всё это. И назад уже пути нет.
Нет? А так ли уж вовсе нет? Отныне никогда не оставит тебя эта мысль. И если ты молод, силён, смел, то взыграет в жилах благородная, горячая кровь Рюриковичей. И попытаешься ты повернуть всё назад.
Но страшна эта игра «борьба за власть» в Средневековье. Если уж ввязался в неё, не дай слабины. Тут уж ни своей, ни, тем паче, чужой крови жалеть нельзя. И каждый шаг в этой игре, будет всё глубже и глубже погружать тебя в трясину из крови, по твоей вине и тобой пролитой. А оттуда пути назад нет. Только вперёд: на престол или в могилу.
В октябре 1078 года, в страшной сече с половецко-тмутараканской ратью пал Великий князь Киевский и всея Руси Изяслав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, внук Владимира Святого.
Его племянник – изгой Олег Святославич, что и привёл на Русь половцев да крымчан, сумел бежать с поля боя, где русские разгромили его войско.
Он ушёл в Тмутаракань. Но Олег и не думал, ни дня ни часу мириться с тем, что его дядья-Ярославичи, не по праву лишили его вместе с братьями места на Руси.
Он продолжил войну.
Так, в последней трети 11 века, наступили на Руси времена, о которых летописец с горечью сказал: «…в те дни редко слышались крики пахарей, но часто каркали вороны, деля себе трупы, часто говорили свою речь галки, собираясь лететь на добычу»
После гибели Изяслава, на Киевский престол сел его младший брат и последний из Ярославичей – князь Всеволод.
Первым делом, как и водилось в те времена, поделил он между русскими князьями владения.
Своего сына, Владимира Мономаха посадил править Черниговским княжеством.
А старшему сыну покойного Изяслава, Святополку дал в управление Новгород.
А, другому Изяславичу, Ярополку, Владимир-Волынский.
Чтоб не обидно было Ярополку, что второй город на Руси достался не ему, а Мономаху, присовокупил Великий князь к Владимиру - Волынскому ещё несколько городов в Червонной Руси - так тогда назывались Волынь и Галиция. Впрочем к началу нашего рассказа Галиция ещё в Польше, но не расстраивайтесь, это ненадолго.
Вроде всё в порядке. За одним исключением, Чернигов продолжали считать своим княжеством изгои Святославичи. И они, конечно, не заставили себя долго ждать.
Года не простоял мир на Руси! Уже в следующем 1079 году на Русь двинулось половецкое войско. Вели его Святославичи: Роман и, уже знакомый нам, Олег.
Всеволод не приказал собирать рать, как в прошлом году поступил его покойный брат Изяслав. Он нашёл другой ключик к решению этой проблемы.
В степь, навстречу половцам, поехали гонцы от Великого князя. И просто предложили ханам, идущим в поход, денег. Чтоб те передумали воевать.
Ну ханы подумали-подумали да и впрямь передумали. Синица в руках она завсегда лучше, должно быть решили они. Как там на Руси ещё всё пойдет, не ведомо. А оно ведь и по разному повернуться может. В прошлом году вон и костей половецких не собрали. После такого же похода вот с этим же вот князем Олегом.
Так лучше взять, что дают. И взяли. И повернули орду назад в степь. Это, конечно, вызвало законное возмущение Святославичей.
Состоялся бурный разговор с половцами. Наверно Святославичи были грубы. Вообщем Романа половцы убили тут же. Олег бежал в Тмутаркань, но половцы, понимая, что после своих выходок в походе, им ничего хорошего от Олега ждать не приходится, каким то образом пленили его и отправили ни куда нибудь, а в Константинополь. Где Византийский император Никифор Третий, (по национальности, если кому интересно, армянин) заточил его в тюрьму на острове Родос.
Тут стоит маленько отвлечься и поговорить, а почему Император так поступил то? Уж на его то трон князь Олег точно не претендовал.
Доподлинно, конечно, нам неизвестно. Но можно предположить такие причины.
Само Тмутараканское княжество, было костью в горле всех окружающих его народов. Тут вот в чём дело. Тмутараканские князья то были исключительно изгоями. Очень уж не престижным считалось среди Русских князей садится на тот стол, вот и садились на него те, кому на Большой Руси места не было.
Ну, а коли так, то были эти князья просто сорви-головы какие то. Что ни год у них, то поход, то в степь, то на Кавказ, по которому они проходили много раз насквозь, добираясь аж до Дербента на Каспии.
Ну, а если не в степь и не на Кавказ, то русские князья по Крыму ходят, нападают на византийские города.
А Крым для Византии, между прочим, это не какое то там «сакральное место», а источник хлеба. Почти единственный. Так, что всё было для Императоров предельно просто: нет в Крыме мира - нет в Константинополе хлеба. Поэтому беспокойные русские князья им там ну совсем были не нужны.
Одного из них , Ростислава Владимировича (разумеется тоже изгоя) византийцы даже отравили. Сам византийский посол не погнушался этим заняться, столь досаждал Ростислав крымским владениям Византии.
Кстати, давайте запомним этого князя, ибо с его потомством мы вот вот встретимся на наших страницах.
Вообщем, продолжая эту политику ослабления Тмутарканского княжества, Император Никифор вполне мог спрятать опасного русского князя в тюрьму.
Но, заметим, не убил и, даже не ослепил или, допустим, как это уже было принято по всей Европе, кроме Руси, не оскопил.
Причину такого милосердия мы с вами чуть ниже увидим.
Существует и другая версия. Спрятать куда подальше князя Олега мог попросить Императора Великий князь всея Руси Всеволод. Он был женат на византийской принцессе и, через неё, имел определённое влияние на Византию.
И, наконец, существует и третья версия. Татищев, ссылаясь на летописи, до нас, к сожалению, не дошедшие, говорит, что пленили князя Олега и отдали его Византии никакие не половцы, а хазары.
После исчезновения Хазарского Каганата, какое то количество хазар уцелело в Крыму. Как то это выглядит более убедительней чем версия про половцев. Откуда половцы в Тмутаракани? А хазары вот они, подданные князя Олега.
Первый и единственный раз, что ли в истории подданные предают своего повелителя?
Вот только, что не поделили Олег с хазарами? Чем досадил им князь ? Это, увы, навсегда останется для нас тайной.
Кстати, и возможности связаться с Византией у крымских хазар вполне могли быть. В своё время Армянская династия Императоров установилась в Византии при прямой помощи Каганата. Могли какие то старые родственные связи в Императорском дворце остаться.
Косвенно версию Татищева подтверждает и сам князь Олег, как ни странно это звучит.
Дело в том, что вернувшись из византийской тюрьмы ( а в том, что он непременно оттуда вернётся вы, я надеюсь, ни минуты не сомневались) первое, что сделал Олег это вырезал всех без исключения хазар в Тмутаракани.
Возможно, именно после этого хазары и исчезли навсегда с лица Земли. Со страниц истории они, по крайней мере, исчезли именно тогда.
Но вернёмся в 1079 год. Великий князь Всеволод, был крайне доволен тем как всё прошло. И половцы ушли без боя и Тмутаракань свободна.
И он, немедленно, посылает туда не князя, но просто своего наместника, тем самым присоединяя Тмутаракань непосредственно к Киевскому княжеству.
Однако, уже очень скоро Всеволод понял, что всё совсем не так благостно, как ему мнилось.
Во первых, половцы. Им, знаете ли, очень понравилось просто, безо всякой войны получать деньги.
И очень скоро они пришли за ними снова. Но, конечно, не грубо их потребовали, а вежливо намекнули, что хотят и в этот раз заключить с русскими мир. Очень хотят.
Всеволод опять финансово поощрил их миролюбие.
А они на следующий год опять мира возжелали.
Короче говоря, Владимир Мономах, позднее вспоминал, что его отец Всеволод, двенадцать раз щедро платил половцам за мир.
Учитывая, что правил он всего пятнадцать лет, немного непонятно, а как же половцы ещё три года мира и дружбы не просили? Или Всеволод им вперёд платил?:
Вот так, ни с того ни с сего, Русь стала платить половцам дань. Выше уже говорилось, что Всеволод больше всего не любил заниматься именно делами государственными. Тем паче не любил он самое хлопотное из государственных дел- войну. Вот и откупался. Хорошо это или плохо судите сами. Но в его годы крупных набегов на Русь не было.
Забегая вперёд скажем, по смерти Всеволода следующий Великий князь Святополк Изяславич немедленно эту странную дань выплачивать прекратил.
Половецких набегов не было, а лучше русским людям не стало. Было кому воевать на Руси и без половцев.
Вы князя – оборотня не забыли часом? Встречайте, он снова вышел на охоту.
Любая смута на Руси и даже не сама смута, а хотя бы возможность её пробуждали князя-оборотня к жизни и активным действиям.
Вот и в 1079 году он, почуяв запах крови, снова ринулся в бой.
Вынырнув из полоцких лесов он внезапно напал на Смоленск. Город с налёта взять ему не удалось, горожане успели затворить ворота.
Тогда Всеслав, по точному выражению летописца, «обжёг» Смоленск. То есть спалил и разорил все в округе.
Заметим, что Смоленск в то время не представлял из себя отдельного княжества, а был в составе княжества Черниговского. Так, что это было нападение на владения Мономаха.
Тот реагирует моментально. Подняв дружину Мономах «о дву конь» устремляется на помощь Смоленску.
Не в правилах князя – оборотня было принимать сражения. Так и в этот раз, узнав о подходе Мономаха, он ушёл к себе в полоцкую землю.
Однако Мономах совсем не собирался прощать набег на свои земли. В этот раз, он не стал гоняться за Всеславом. Всё - таки углубляться в Полоцкие земли с одной, наспех собранной дружиной, было бы очень опрометчиво. Оборотень умел кусать внезапно и больно, это - то на Руси давно всем было ведомо.
Поэтому Мономах возвращается в Чернигов и там собирает войско со всей Черниговской земли. А включала она в себя тогда помимо самого Чернигова ещё Смоленск, Муром, Рязань и Ростов. Очень богатое было княжество.
Вот с этими - то силами Мономах идёт в карательный поход на многострадальную Полоцкую землю
Всеслав опять ушёл, не приняв боя. Но по средневековым меркам за вину князя отвечает вся его земля.
Горько читать и не охота даже писать такое, но и не написать грех.
Снова русское войско берёт Минск. И снова разоряет его до тла. Со слов самого Мономаха не оставили они там « Ни челядина ни скотины»
Вообще то , в узком смысле, «челядь» это княжеские слуги. Можно, конечно предположить, что расправе подверглись только слуги самого Всеслава и его имущество, а остальные минчане как то откупились и уцелели.
Можно такое предположить, но вряд ли это будет правильно. Кто там, в горячке штурма разбирал, где всеславов слуга, а где простой минчанин? То то, что никто.
Да и по тогдашним законам войны не положено было разбираться. Взяли воины город – на три дня он в полном их распоряжении. Жги, грабь, насилуй, убивай, кого захочешь, кто под руку подвернётся.
Так, что уходила черниговская рать домой, оставив позади только дымящиеся развалины Минска, гоня в неволю, уцелевших после резни пленных минчан.
Теперь давайте бросим беглый взгляд на, так сказать, карту изгоев Руси.
С юго-востока Святославичи временно оставили её в покое: один теперь в могиле, другой в тюрьме. На севере князь-оборотень, пролив кровушку снова заполз в дебри и пока сидит тихо.
Но изгоев ещё хватало. Сама система наследования плодила их и она же, «лествичная» система гнала князей-изгоев в бой.
( Продолжение следует)