Абитуриентка

Первая глава

На Третьяковскую приехали жарким летним днём. Поднялись по эскалатору в город. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт стоит в тихом переулке. К институтскому зданию примыкает храм. Пока шли от метро, мать продолжала отговаривать Наташу. Видимо, она пошла провожать дочь только потому, что надеялась по дороге убедить её отказаться от странного выбора. В небольшом дворике толпился народ. Здесь не было пёстрых одежд. У женщин преобладали длинные юбки и платки. И всё это было тёмного, в крайнем случае, серого цвета. Наташе показалось, что они с мамой попали в обстановку пятидесятых годов. Правда, знала её лишь по кинофильмам и фотографиям. Казалось, вся Москва ходила в подобных одеяниях. В институтском дворике не было суеты, во всём чувствовались таинство и торжественность. Люди казались другими, нежели на московских улицах. На лицах написана одухотворённость. Наташина мама Светлана Васильевна поинтересовалась, где принимаются заявления на поступление в институт? Миловидная женщина в сером платке и сером платье доброжелательно объяснила, как пройти в деканат и даже предложила проводить. Она была с дочерью, одетой в тёмную блузку и тёмную длинную юбку.

– Где ваши фотографии?

       – Забыли, наверное, – ответила Светлана Васильевна.

       – Наверное, – протянула женщина.

       Она смерила Наташину маму взглядом и несколько грубовато спросила:

       – А вы, женщина, почему в брюках?

       – Что значит, почему? – удивилась Светлана Васильевна. – Что же, по-вашему, я их снять должна?

       Лицо сотрудницы пошло пятнами. Она повысила голос:

       – Не надо здесь умничать. Не в цирке… Вы – женщина, и одеваться надо по-женски. В платье или юбку. Не на танцульки пришли, а в Духовное заведение. Делаю вам замечание.

      Светлана Васильевна хотела что-то возразить, но Наташа дёрнула её за рукав, и она сдержанно произнесла:

      – Замечание принимается.

      – Идите, фотографируйтесь, – сердито бросила сотрудница деканата. – На Ордынке есть ателье.

      – Вот, – заметила, выйдя из деканата, Светлана Васильевна, – в сорок лет я сподобилась получить замечание. – Я стоматолог с высшим образованием… По твоей милости, между прочим, краснею.

     – Мама, – укоризненно сказала Наташа, – в брюках, между прочим, ты, а не я.

     – Да, но я здесь из-за тебя…

     Полдня ушло на добавление документов. В конце концов, Наташа заполнила анкету и подала её сердитой сотруднице деканата. Когда направилась к выходу, та бросила вслед:

       – Сегодня обязательно быть на послушании.

       – Что ещё за послушание? – обернувшись, спросила Светлана Васильевна.

       – С момента подачи документов абитуриенты обязаны посещать вечернюю и утреннюю службы.

       – Мы живём в Строгино, – сказала Наташа. – Может, я пойду там в церковь. У нас совсем рядом, в Троице-Лыкове.

       – Нет, нельзя. Только здесь, в институте. И не забудьте отметиться, когда придёте.

       – Это что же, ей в Строгино ехать, а потом обратно? – спросила Светлана Васильевна.

       – Не забудьте отметиться, – повторила сотрудница вместо ответа на вопрос.

православный университет

      

       Пришлось ехать домой, поскольку времени оставалось ещё слишком много, чтобы коротать его в Замоскворечье. К пяти часам Наташа с мамой приехали на службу и снова попали в непривычную обстановку пятидесятых. Они вошли в храм, встали, где указано. Вскоре священник начал читать молитву, а потом запели все присутствующие, повторяя за ним один абзац, прочитанный им из молитвы.

       Наташа была в некоторой растерянности, и во время службы подошла к маме, чтобы что-то спросить. Светлана Васильевна резко ответила:

       – Ну что тебе надо? Слушай службу… Для чего мы сюда приехали?

       – И не нужно было со мной ехать, если это всё тебя раздражает.

       – Я бы столько дел дома переделать успела!

       – Мам, идёт служба, между прочим.

       – Я молчу.

 

       Много новых впечатлений было в тот день. Когда после службы подошли отмечаться, сотрудница деканата, но уже совсем другая, сказала:

       – В августе приезжайте на экзамены.

       – Спасибо, – ответила Наташа. – Обязательно…

      Они вышли на улицу. Наташа спросила у девочки в чёрной блузке:

      – Ты мне не подскажешь, что нужно готовить к экзамену по Закону Божьему?

        – Притчи… Новый Завет, Ветхий Завет.

       Наташа вспомнила, что какую-то притчу она читала сравнительно недавно. Да, да… Она читала притчу о талантах и даже поспорила с одноклассником, который посмеялся над тем, что раб зарыл свой талант. Он заявил, что притча малопонятна. Она и неактуальна теперь.

        – Одну притчу я помню, – сказала она девушке в тёмной блузке и поделилась спором с одноклассником.

        – Что за притча? – поинтересовалась та.      

        – О пяти талантах.

        – Расскажешь?

        – Конечно, – согласилась Наташа. – Смысл в том, что господин дал одному своему рабу пять талантов, другому – два таланта и третьему – один талант. Получивший пять талантов пошёл и приобрёл ещё пять. Точно также поступил и второй раб, который прибавил к своим двум талантам ещё два. А вот получивший один талант пошёл и зарыл его в землю. Впрочем, знаешь, я сейчас тебе лучше её прочту…

        И Наташа достала из пакета томик с притчами.

        – Вот, слушай… Она так и называется: «Притча о талантах».

        Наташа стала читать:

Аудитория православного университета

        «И ещё одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.

         – Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им своё имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел на них ещё пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошёл, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего. После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принёс другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них». Господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл также и получивший два таланта, и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них». Господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл и получивший один талант, и сказал: «Господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошёл и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твоё».

        – Как интересно, – вставила девушка в тёмной блузке.

        – И поучительно, – сказала Наташа. – Слушай дальше… «Господин же сказал ему в ответ: «Лукавый и ленивый раб! Твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро моё торгующим; и я, возвратившись, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов». Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним. Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают – иной больше, иной меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчёт Господу, при втором Его пришествии. Кто употребил их на пользу себе и другим, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости; а ленивые и небрежные люди будут осуждены Господом на вечные страдания».

       – Твой одноклассник сказал, что это неактуально? – переспросила Наташина собеседница. – А я думаю, что притча актуальна во все времена, в том числе и нынешние.

       – Я того же мнения, – сказала Наташа. – Часто задумываюсь… Вот, послушай. Одному человеку Господь дал, к примеру, талант художника, другому – музыканта, третьему – поэтический дар, ну и так далее… И он рассчитывал, что каждый трудом своим преумножит свой талант и принесёт тем самым пользу людям. Художник будет радовать портретами или великолепными пейзажами, музыкант – хорошими песнями или классической музыкой, поэт – берущими за душу стихами. Но все они вместо того, чтобы развивать в себе таланты, ушли, к примеру, зарабатывать деньги в какую-то торговую фирму. Что скажут они Господу при втором Пришествии?

       – А ты веришь во второе Пришествие? – спросила собеседница.

       – Сейчас не о том речь. Хотя постой – сразу замечу: если не веришь в основные каноны и постулаты, то зачем же поступать в этот институт? Можно выбрать любой другой. А относительно талантов и вообще дарованных Богом способностей, известный философ сказал: гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов напряжённого труда.

       – Так ты не ответила на вопрос, – напомнила собеседница.

       – На этот вопрос ответят экзамены… Тот, кто верит, тот и пройдёт в институт. Вот увидишь. Ты вот почему решила сюда поступать?

       – Очень хочу заниматься историей. Но поступить на исторический факультет МГУ или же в Историко-архивный институт, как мне кажется, шансов мало. Когда узнала, что здесь есть истфак, решила попробовать. А там видно…

       – Ты знаешь, – начала Наташа, но, прервавшись, задала вопрос: – Кстати, как тебя зовут?

       – Катя. А тебя?

       – Наташа. Так вот знаешь, Катенька… Есть ещё одна притча, которая как раз, наверное, будет к месту. Притча о плевелах. Хочешь послушать?

       – Читай, – попросила Катя.

       Наташа поняла, что её собеседнице действительно совершенно безразличны вопросы веры. Она даже о самых известных притчах ничего не слышала. Открыв нужную страницу, Наташа продолжила:

       – «Притча о плевелах». Кстати, её можно прочитать в Благовествовании – я предпочитаю называть по-русски, не по-гречески – от Мафея –  пункт тринадцать: стихи с двадцать четвёртого по тридцатый. «Царство Небесное» – это земная церковь, основанная Небесным Учредителем и приводящая людей к Небу. Она «подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Когда все люди спали», – то есть ночью, когда дела могут совершаться тайно от всех, – здесь указано на коварность врага, – «пришёл враг его [человека] и посеял между пшеницею плевелы и ушёл». Плевелами называют сорные травы, которые, пока малы, похожи всходами своими на пшеницу, а когда уже вырастут и начинают отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христа сеется по всему миру, но и дьявол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут все вместе: и достойные сыны Отца Небесного (пшеница), и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит последних, оставляя до «жатвы», то есть до Страшного суда, когда жители – Ангелы Божьи – соберут «плевелы» и ввергнут их в печь огненную на вечные адские муки. «Пшеницу» же Господь повелит собрать в житницу Свою, то есть в Своё Царствие Небесное, где праведники воссияют, как солнце.

      – Ну и в чём актуальность? – спросила Катя.

      – Экзамены отделят зёрна от плевелов. Так что ты подумай хорошенько. В этот институт надо идти с  твёрдою верой… Это особый институт. Он не терпит затаённых нечестных мыслей…

       И вдруг её снова кольнуло… «А ведь мне не позволили пройти послушание в храме, который поблизости от дома. Почему? Да потому что не поверили…».

      Эта мысль оставила нехороший осадок, который, впрочем, пока ещё долго не удержался.

      – Ну хорошо… А вот твой одноклассник как отнёсся вообще к институту? – спросила Катя, которой, вероятно, не очень понравилось сравнение с плевелами.

      Наташа и сама понимала, что несколько переборщила, а потому с удовольствием вернулась к разговору об однокласснике.

      – Он признался, что никакую власть не признаёт. Он за анархию.

      Катя усмехнулась:

      – Анархист? Мне казалось, что теперь люди поумнели и понимают: анархия – это путь в революцию. А нам хватит уже революций, хватит крови. Революции, как бы их не называли, делаются в пользу богатых, по умолчанию, а уже по оглашения – якобы, ради бедных. Революция – это зло. Не думай… Если в богословии я мало что понимаю, то в истории подкована достаточно.

      – Кстати, хочешь, прочту притчу о добре и зле? – спросила Наташа.

       – Читай. Глядишь, и ты освежишь в памяти всё, что читаешь, да и у меня что-то отложится…

       – Так вот. «Юноша пришёл к мудрецу с просьбой принять его в ученики.

«Умеешь ли ты лгать?» – спросил мудрец. «Конечно, нет!». «А воровать»? «Нет». А убивать»? «Нет...». «Так иди и познай все это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай»!

       Наташа сказала:

       – Всё это очень интересно, хотя меня более интересует история. Кстати, а ты на какой факультет собралась поступать?

      – Тоже на исторический.

      Разговор прервала мама.

      Сказала:

      – Пора домой.

      Наташа попрощалась с новой знакомой, и только уже в метро с сожалением вспомнила, что забыла взять у неё номер телефона.

       В тот вечер она, намаявшись за день, легла спать. И снился ей сон… Удивительный сон, похожий на притчу, Ей снилось, что она брала интервью у Бога....

      – Ты хочешь взять у меня интервью? – спрашивал Бог.

      – Если у Тебя есть время, – отвечала вопросом на вопрос Наташа.

      Бог улыбнулся.

      – Моё время – это вечность! Какие вопросы ты хотела бы задать мне?

      – Что больше всего удивляет тебя в человеке?

      Бог ответил:

      – Людям наскучивает детство, они спешат повзрослеть, а потом мечтают стать детьми опять... Они теряют здоровье, зарабатывая деньги, а потом теряют деньги, восстанавливая здоровье... Они живут так, будто никогда не умрут, а умирают, словно никогда и не жили... Они так много думают о будущем, что забывают настоящее настолько, что не живут ни в настоящем, ни в будущем...

      Он взял Наташину руку, и они помолчали некоторое время. Тогда Наташа спросила:

      – Как наш Создатель, а, следовательно, как родитель, какие бы Твои уроки жизни хотел бы Ты, что бы усвоили Твои дети?

      – Пусть знают, что невозможно заставить кого-то любить их, всё, что они могут сделать – это позволить себе быть любимыми... Пусть знают, что нехорошо, сравнивать себя с другими... Пусть учатся прощать, практикуя прощение... Пусть помнят, что ранить дорогого человека занимает одну минуту, но на лечение этих ран потребуется много времени... Пусть поймут, что богат не тот, у кого больше денег, а тот, кто нуждается в меньшем... Пусть помнят, что есть люди, которые их любят, просто они ещё не научились выражать свои чувства... Пусть помнят, что два человека могут смотреть на одни и те же вещи и видеть их по-разному... Пусть знают, что не достаточно простить друг друга, нужно ещё простить себя...

       – Благодарю Тебя за то, что уделил мне время... Есть ещё что-то, что бы Ты хотел передать своим детям?

     Бог сказал:

     – Я здесь для них.... всегда…

 


Аватар пользователя zveroboi11nik

Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним. Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов.

 Вот, послушай. Одному человеку Господь дал, к примеру, талант художника, другому – музыканта, третьему – поэтический дар, ну и так далее… И он рассчитывал, что каждый трудом своим преумножит свой талант и принесёт тем самым пользу людям. 

 Это профанация притчи.

Аватар пользователя александра шахмагонова

Спасибо за подсказку! И за видео Осипова!

Но разовью эту тему дальше.

Абитуриентка Наташа не семи во лбу пядей. На подготовительных курсах объясняли примерно так, как написано.

Но Вы правы. Осипов это сила, это знания. Таланты могут быть к добру. Могут и во зло обернуться.

Помню, читала. Не вспомню сразу. кто сказал: Образование без воспитания это образованщина.

Аватар пользователя zveroboi11nik

александра шахмаг... /

Абитуриентка Наташа не семи во лбу пядей. На подготовительных курсах объясняли примерно так, как написано.

Да современное Православие сильно заражено Католицизмом, да и не только им.

Я беседовал с одним священником, он мне пытался доказать что Иисус Христос был безполым. Было бы забавно, если бы он был каким нибудь сектантом, но он был священником православного храма и поэтому было не забавно, а страшно.

Аватар пользователя александра шахмагонова

Да, действительно, страшно.

Вот католики торгуют индульгенциями на отпущение грехов. Это рассказано в книге Православной. Там критика католицизма.

Неужели так глупы? Или торгаши как раз умны. Зарабатывают на глупом стаде.

А у нас? Тоже ведь богатеи вокруг церкви бегают. И не по вере ведь. Вдруг да поможет. Так, небось, думают. А тем самым вера опошляется.

Аватар пользователя zveroboi11nik

александра шахмаг...  

Вот католики торгуют индульгенциями на отпущение грехов.

В Православии тоже есть скрытая форма индульгенции. Католичество страшно не индульгенциями, а искажением Христианства.

Аватар пользователя admin

Алексей Ильич -  это сила. Хочу собрать на ДИ все видео  его выступлений . Вообще , было бы неплохо , если бы кто-то , владеющий пером сделал бы о нем статью. 

Первую главу прочитал . Жду вторую cool

Аватар пользователя Назаров

admin 

Вообще , было бы неплохо , если бы кто-то , владеющий пером сделал бы о нем статью

Я же написал. Наверно месяц уж как

Аватар пользователя zveroboi11nik

Назаров/

Что господин Назаров не терпится в православных говном покидаться. Мухин гляжу уже начал.

Что вы хорошего можете про Осипова написать?

Аватар пользователя Назаров

Что вы хорошего можете про Осипова написать?

Вы же читали. А уж хорошее это или нет - вам решать.

Аватар пользователя zveroboi11nik

Назаров/

Я запамятовал.