Изяслав: Изгнание

 

Всеслав, очевидно, понимал, что оказавшись на киевском престоле, он прыгнул уж очень сильно выше головы. И отдавал себе отчёт, что Ярославичи никогда ему в Киеве княжить не позволят. Но, видать, решил сидеть в Киеве до самого крайнего срока.

И княжил там аж семь месяцев.

 Когда же он прослышал о том, что на Русь движется войско польское, то решил, что ожидаемый крайний срок наступил и пора  вострить лыжи.

А не тут то было!

 

Киевляне зорко следили за своим всенародно избранным князем. Они прекрасно понимали, что ничего хорошего от Изяслава им ожидать не приходится и рассчитывали с помощью такого прославленного воина как Всеслав, дать Изяславу с поляками отпор.

Пришлось Всеславу возглавить киевское ополчение и повести его на встречу Изяславу. Но встречаться с ним Всеслав вовсе не собирался. Поэтому, у города Белгорода ускользнул от киевлян и помчался к себе в Полоцкое княжество.

Народное предание так говорит о способе бегства князя-оборотня : «…обернувшись волком побежал он ночью из Белгорода, закутанный в синюю мглу…»

Оставшись без предводителя киевская рать немедленно вернулась домой. И стали думать, чего им теперь делать. Слишком ясно было, какой большой счёт предъявит им теперь к оплате князь Изяслав и сколько крови может на оплату пойти.

Решили обратиться за помощью к другим Ярославичам, в надежде, что те не дадут Изяславу разорять стольный Киев.

Киевское вече отправило Святославу и Всеволоду такое послание:

« Мы дурно сделали, что прогнали князя своего, а вот он теперь ведёт на нас Польскую землю. Ступайте в город отца вашего! Если же не хотите, то нам нечего больше делать: зажжём город и уйдём в Греческую землю»

 

Ярославичи и без просьбы киевлян не собирались давать Изяславу свирепствовать в Киеве, поэтому, успокоив в ответном послании горожан, они написали и своему старшему брату.

 

«Всеслав бежал, так, что не води ляхов к Киеву, противника у тебя нет. Если же не перестанешь сердиться и захочешь погубить город то зная, что нам жаль отцовского стола»

 

Последние слова это такой тонкий братский намёк на толстые обстоятельства.

В послании к киевскому вече Ярославичи были менее дипломатичны потому прямо написали горожанам, как будет выглядеть их жалость к отцовскому столу: «…если захочет вас разорить то мы пойдём ратью и будем рубиться с ним»

 

Изяслав намёк понял. Поэтому он продолжил свой путь на Киев только с небольшим отрядом поляков и королём Болеславом. Королю, разумеется, была обещана плата за помощь и он желал получить её лично.

 

Вперёд себя Изяслав послал своего сына Мстислава с дружиной для наведения порядка в городе.

Прибыв в Киев Мстислав стал готовить торжественную встречу отцу. Первым делом он схватил и казнил 70 зачинщиков восстания.

Решив, что этого недостаточно, он похватал ещё какое то количество горожан и выколол им глаза.

После чего Мстислав счёл, что киевляне достаточно осознали всю торжественность момента и послал гонцов к отцу, сообщая, что теперь можно смело возвращаться.

Торжественный въезд Великого князя Изяслава в Киев состоялся 2 мая. Надо сказать, что никаких расправ он учинять не стал. То ли по отходчивости и незлобивости характера, а то ли решил не вызывать у своих меньших братьев Святослава и Всеволода острой жалости об отцовском столе.

А вот Всеслав никакой жалости у Ярославичей вызвать конечно не мог, поэтому Изяслав сразу же снаряжает рать под началом своего сына Мстислава на Полоцк.

Всеслав не стал принимать боя и бежал из Полоцка. Изяслав же посадил на полоцкий стол своего Мстислава.

Если он полагал, что с князем-оборотнем теперь покончено раз и навсегда, то сильно заблуждался. Всеслав, конечно, и не думал прекращать досаждать Ярославичам.

 

Но пока оборотень зализывал где то свои раны у Изяслава возникла другая проблема: как сплавить поляков назад, ничего им не заплатив.

Польский король Болеслав всё настойчивей и настойчивей требовал обещанных денег. Поляки вели себя в Киеве всё наглей и наглей. Назревало новое, уже антипольское народное восстание. Но Изяслав и не думал платить.

Вместо этого, посетовав на то, что казна его была бунтовщиками разграблена, он предложил полякам самим собрать обещанные деньги с киевских волостей.

Болеслав то ли был сильно пьян в тот день, то ли через чур самонадеян, но согласился. И разослал мелкие польские отряды по всему княжеству, выбивать деньги.

Поляки рассыпались по земле и…стали погибать буквально один за другим. Ежедневно. То днём одного двух поляков зарежут, то ночью чуть побольше.

А бывало, что заедет польский отряд в какой нибудь лесок. И не выедет оттуда.

Болеслав понял, что ещё немного и из всех поляков только он один на Руси и останется. Поэтому он быстренько собрал своих уцелевших воинов и скорым ходом ушёл обратно в Польшу.

Изяслав пожелал ему скатертью дорогу, наверно мысленно потирая при этом руки и довольно хихихая.

Ах забыл, забыл князюшка мудрость народную: «Не плюй в колодец…»

Но пока он считает себя победителем.

 

 Тут бы и зажить снова Руси, как жила до всей этой кровавой кутерьмы.

Но вновь вынырнул из лесов князь-оборотень.

Дело в том, что сын Изяслава Мстислав, которого, как мы помним отец посадил княжить в Полоцке, ни с того ни с сего умер в том же 1069 году.

Изяслав посылает в Полоцк на княжение другого своего сына. На него то оборотень и набросился.

Какое то время он то захватывает назад Полоцк, то уходит из него при приближении великняжеской рати. А как та убывает восвояси, Всеслав появляется опять и снова гонит в шею сына Изяслава.

Так продолжается почти два года.

Наконец в 1071 году Изяслав решает вступить в князем – оборотнем в переговоры. И заключает с ним какое то соглашение.

 

Что это было за соглашение, нам не ведомо. Но интересно не оно, а то, что Изяслав решил заключить его своей волей, не посоветовавшись с братьями.

А вот этого Великий князь делать права не имел.

Как только его брат Святослав Черниговский узнал о таком самоуправстве Изяслава так тут же обвинил того в желании стать самодержцем.

Мы помним, что Святослав уже обвинял Изяслава в этом ранее. Тогда история продолжения не получила – половцы всех помирили.

Теперь же ничто не мешало Святославу приступить к борьбе с самодержавием всерьёз. Он громогласно обвинил Изяслава в том, что тот вступил в сговор с Всеславом, чтобы извести своих братьев и стать самовластцем на Руси.

« Новым Святополком Окаянным быть возжелал ты…» гневно пишет он Изяславу, одновременно активно обрабатывая младшего брата Всеволода, возбуждая в нём подозрительность по отношению к старшему брату

 

«Изяслав сносится с Всеславом на наше лихо» - пишет Святослав брату - «Если не предупредим его, то погубит он нас всех»

 

И убедил таки Всеволода в том, что Изяслав возжелал полной власти на Руси.

В 1073 году, объединённые силы Святослава и Всеволода двинулись на Киев. Было ли у них на знамёнах написано «Долой самодержавие» я не знаю.

 

На этот раз всё обошлось без крови. Изяслав, смерив силы, понял, что противостоять объединённым войскам братьев он не может и ушёл из Киева без боя.

Но так как он, на этот раз, имел возможность собираться не спеша, то прихватил с собой всю великняжескую казну.

 

С этим золотым обозом он отправляется, конечно же опять в Польшу, чтобы нанять там воинов. Забыл видать Изяслав, что совсем недавно в польский колодец он смачно плюнул.

 

Ну а на Руси, тем временем, его братья делят освободившиеся столы. Святослав, разумеется, садится на стол великокняжеский. Всеволод становится князем черниговским.

 

Заодно Святослав решил подстраховаться от поляков. Он посылает Болеславу гонца с предложением заключить союз против Чехии. Дело в том, что поляки с чехами в те времена воевали постоянно. Вот и в этот раз такая война назрела.

Болеслав с радостью согласился на такой союз ибо война предстояла нешуточная. С чехами как раз в союз вступил германский император, чтоб противовесить такую силу полякам союз с Русью был полезен, конечно.

 

Всего этого не знал, добравшийся наконец до Польши, Изяслав. Здесь он рассчитывал встретить радушный приём и обрести помощь. Как никак, а всё же родня по жене.

Ну вот поляки его, чисто по родственному и обобрали. А потом вообще прогнали.

« В единой срачице ( то есть в сорочке)…» как позже жаловался Изяслав своему деду маркграфу саксонскому к которому он поехал просить совета, как жить дальше.

 

Дед ему посоветовал ехать за помощью к Германскому императору. Изяслав так и сделал. Он отправился в Майнц, где располагалась ставка императора Генриха 4.

 

Всё таки, похоже, Изяслав несколько преувеличил свои убытки от поляков. В Майнц то он прибыл отнюдь не « в единой срачице», а со свитой и при деньгах.

 

Там он одаривает и самого императора и его вельмож. Просит дать воинов и обещает в знак благодарности признать власть императора над Русью.

 

Император Генрих конечно и рад бы помочь, да как его войска на Русь то попадут. С Польшей война так, что она не пропустит, а летать его рыцари не умеют.

 

Да и воинов у него свободных не сильно много. Война в Чехии назревает, там Генриху кажется ситуация интересней чем с Русью.

Вообщем дары Изяслава он конечно взял, но ограничился ролью посредника. Генрих направляет Святославу своих послов, предлагая взять на себя посредничество в споре братьев.

Однако Святославу было прекрасно известно, что вот так однажды в подобной ситуации князья Моравии согласились на посредничество императора и теперь Моравия в составе Германской Империи.

Поэтому он быстренько показал имперским послам своё войско для расширения кругозора и спровадил их с Руси.

 

А, что же Изяслав? Потерпев неудачу в Польше и Германии он не сдался и не опустил руки. Была ещё одна сила на помощь которой князь мог рассчитывать. Это Рим.

 

народное вече

 

Изяслав отправляет к Римскому Папе Григорию Седьмому своего сына с посланием. В нём он просит Папу о помощи в возвращении престола, обещая в благодарность привести Русь в лоно католической церкви.

 

Конечно Папа обрадовался такому известию. Всё таки Изяслав, хоть и в изгнании, но глава крупнейшей христианской державы. Подвести её под руку Рима, дорогого стоит.

 

И Папа, засучив рукава, принимается за дело.

Перво-наперво он сбыл Изяславу богатую, хорошо подобранную коллекцию сушёных трупов, под видом  «святых мощей», производство и продажу которых Католическая церковь к тому времени уже поставила на поток.  Изяславу деваться некуда – купил конечно.

Потом Папа посылает Изяславу свою буллу с благословением и известием, что Изяслав отныне принят в лоно католической церкви. Изяслав эту буллу принимает в торжественной обстановке, чем, формально переходит под духовную власть Рима.

А, что было делать? Если уж Париж стоит мессы, то Киев тем более.

Правда, забегая вперёд, скажу, что этот интересный эпизод в истории Руси дальнейшего продолжения не имел. Папа получил от Изяслава не больше чем король Болеслав в прошлый раз.

 

 Папа, тем временем, пишет грозные послания императору Генриху и польскому королю Болеславу, где, под угрозой отлучения, требует вернуть Изяславу всё добро, что тот им раздал, а польскому королю ещё приказано и помочь Изяславу силой.

 

И император и король подчинились приказу Папы. Тем более, что у Болеслава возникли, к тому времени, и личные причины наказать Русь. Дело в том, что русские ну очень уж специфически помогли ему в войне с Чехией.

 

                                           ( продолжение следует)

 


Аватар пользователя shpondja

Удивительно , как в одном человеке может совмещаться и английский шпиён американских разведок и талантливый писатель ?

Аватар пользователя zveroboi11nik

shpondja/

Запросто.

Я вот например люблю фильмы Захарова, но мировоззрение его не приемлю. Также мне нравится цикл книг Акунина про Фандорина, но взгляды самого Акунина я не разделяю.

Аватар пользователя zveroboi11nik

Ко второй части статьи Назарова =Изяслав= претензий не имею. Вроде бы всё соответствует летописным данным.

Только от этого следовало бы воздержаться:

Перво-наперво он сбыл Изяславу богатую, хорошо подобранную коллекцию сушёных трупов, то есть «святых мощей».

Оскорбление святынь еще никому не делало чести, оскорбление святынь это низость.

Аватар пользователя Назаров

Это в том случае если это действительно святыни.А не подделка

Учитывая, что католическая церковь в то время уже вовсю поставила производство и продажу "мощей" на поток, остаётся невыясненным-оскорбил ли я святыню или нет

Аватар пользователя Tarual

Назаров

==католическая церковь в то время уже вовсю поставила производство и продажу "мощей" на поток==

Истинная правда! Вы всё это прекрасно знаете.

Об этом и я веду речь почти во всех своих комментариях об истории.

А кроме мощей на потоке у церкви  были ещё и монеты (потому они все «юбилейные». Такие легче было продать разным «медичи»), литературные источники и прочее, и прочее.

А кроме того, цензура церкви и власти была не хуже нынешней. Так что всех этих «традиционных историков» надо очень сильно проверять, включая в ревизионную комиссию следственный комитет.

Аватар пользователя zveroboi11nik

Назаров/

Тогда может подредактируете ваш текст подобным образом:

Перво-наперво он сбыл Изяславу богатую, хорошо подобранную коллекцию сушёных трупов, ПОД ВИДОМ «святых мощей».

Аватар пользователя Назаров

Подредактировал.

Аватар пользователя zveroboi11nik

Назаров/

Спасибо за понимание.

Аватар пользователя neilo

>>Киевское вече отправило Святославу и Всеволоду такое послание

Это сколько же времени проходило между этими посланиями и походами. Сейчас бывает по gps едешь, и то не туда иногда попадаешь.

Аватар пользователя Назаров

neilo

Чернигов на Десне. Десна приток Днепра. Так, что не очень много времени на переписку ушло.

Реки были на тогдашней Руси как автострады сейчас. И быстро и не заблудишься.