добрыня
Крестовый поход Добрыни Никитича ( Часть первая)
Так начался первый и единственный крестовый поход на Руси. Первый и единственный случай широкого насилия при Крещении нашей страны.
Почему же именно Новгород пришлось склонять к христианству силой?
Прежде чем ответить на этот вопрос нам предстоит, правда в максимально сжатом виде, ответить на более широкий вопрос: зачем было крестить Русь?
В чём состояла историческая необходимость и объективная обусловленность этого шага князя Владимира?
Сразу хочу очертить рамки своего рассказа. Здесь не будет разговора, почему для введения монотеистической религии русские выбрали именно христианство, а не мусульманство или иудаизм. Не будем мы говорить и о том, почему именно восточный толк христианства приняла Русь и от кого именно приняла.
Эти темы очень интересны, глубоки и требуют отдельного и подробного разговора.
Не будет и рассказа о самом крещении Руси. Эта тема слишком велика и не может быть удовлетворительно изложена в небольшой работе. Наш рассказ лишь об одном, правда очень важном, эпизоде крещения.
Совсем за бортом рассказа останется всё огромное интеллектуальное, гуманистическое влияние Крещения на Русь.
Так же сразу хочу сказать, что не собираюсь в настоящей работе рассматривать всякие бредовые конспирологические версии введения христианства на Руси.
Ибо вся моя работа построена исключительно на материалистической, научной основе, а такой подход автоматически делает невозможным любую «теорию заговора» в любом её виде.
Моя позиция: процесс введения монотеистической религии на Руси был безусловно событием прогрессивным и являлся объективной исторической закономерностью, то есть такой вещью которая происходит потому, что должна произойти в силу законов развития данного человеческого общества. А эти законы, точно так же как и любые законы природы, действуют вне зависимости от желания и нежелания отдельных, пусть даже и облечённых большой властью, людей.
Вот исходя из этого, помятуя об очерченных нами выше рамках, давайте приступим к краткому изложению причин введения христианства на Руси.
Таковые можно разделить на три группы
- экономические ( как всегда, самые главные)
- внешнеполитические
- внутриполитические
Начнём с экономических.
Следует сказать, что Крещение Руси Владимиром Святым было не единовременным актом и не началом процесса введения христианства, а завершающим этапом христианизации Руси.
Задолго до Владимира христианство проникло на Русь и год от года усиливало там свои позиции. И одними из первых христиан на Руси стали купцы.
По мере своего развития Русь богатела. А значит всё более и более расширялись её торговые связи. Всё дальше и дальше ходили караваны русских купцов.
Экономика основа всего на свете, а торговля – основа экономики.
Повреди торговле – повредишь всей экономике.
Повредишь экономике – погубишь и страну и народ.
И вот чем дальше, тем больше язычество становилось препятствием в русской торговле. Для купца-язычника и в христианских и в мусульманских странах условия торговли были гораздно хуже чем для монотеиста.
Например в Византии русским купцам-язычникам запрещалось торговать больше одного месяца, запрещалось самим устанавливать цены на свой товар, запрещалось самим выбирать тот товар какой они желали бы закупить.
Что ж выходит. Добрался русский купец до Царьграда. А это от Киева, например, сорок дней тяжкого и опасного пути. Привёз товар, имея святую цель продать его подороже, да прикупить чего подешевле.
И вот пожалуйста… Торгуй только вот здесь. Только вот по такой цене. Покупай только вот этот товар и только вот у этих людей. И, чтоб ровно через месяц тобой, погань языческая, здесь не воняло. Как хошь, так и вертись.
Нетрудно понять, что в таких условиях русским купцам приходилось сбывать свой товар по невыгодным, очень дешёвым ценам. А покупать всякую залежалую дрянь по дорогим.
От такой торговли сильно страдала экономика Руси.
А, что ж русские князья? Неужели не пробовали мечом вышибить из Византии выгодные условия для своих купцов?
Да как же не пробовали? А зачем, по вашему, с такой регулярностью русские князья ходили на Царьград? Аскольд все окрестности Константинополя выжиг. Олег там свой щит прибивал. И иных походов было множество.
Затем и ходили – ради выгодной торговли, зачем же ещё войны то начинаются.
И ходили. И побеждали. И договоры заключали выгодные. И всё без толку. Ибо эти договоры нарушались Византией раньше чем на них чернила высыхали.
Ибо русские князья, как и купцы, были язычниками. А какой же христианин или мусульманин соблюдает договор с язычником?
Вот именно – никакой. Ибо язычник есть погань и мерзость, договариваться с ним истинно верующим можно только для того, чтобы обмануть.
Но это мы уже забежали немного вперёд в своём повествовании. Перескочили к внешнеполитическим предпосылкам введения монотеизма на Руси.
Вернёмся к экономике.
Как видим русская торговля с Византией и прочими христианскими странами от язычества страдала сильно.
Ну, а как обстояли дела с мусульманской торговлей? Да ничуть не лучше.
Дело в том, что в мусульманских странах для торговцев-язычников предусматривались гораздно более высокие сборы и пошлины чем для иудеев, христиан или мусульман.
Так, что и пошлину больше плати, и за место на базаре больше плати и за верблюдов в караване тоже больше плати, и в караван-сарае больше плати. И вообще всюду и всегда больше плати, чем те, кто трёх истинных религий придерживался!
Тут конечно, с позиции наших дней, может вызвать удивление, с чего бы это мусульмане столь уважительно относились к иудеям и христианам?
А, на самом деле удивляться нечему. В раннем средневековье в Исламе была широко распространена точка зрения о практическом равенстве иудаизма, христианства и мусульманства. При приоритете последнего разумеется.
У представителей этих трёх религий в Исламе было даже общее название «Люди Книги»
И даже в законодательстве мусульманских стран указывалось : «Мусульманин, назвавший иудея или христианина нечестивым, сам является нечестивым»
Вот и получается с точки зрения купца- язычником быть невыгодно. Разориться с этими богами предков недолго.
И купцы один за другим принимают правильное решение - да провались они пропадом эти Перун со Сварогом при таком то раскладе! Где тут у вас ближайшая церковь?
Уже и вышеизложенных причин вполне хватает, чтоб Русь христианство приняла. За глаза и за уши таких причин довольно.
А ведь это мы с вам только начали причины Крещения рассматривать. Ещё даже с экономическими причинами не закончили.
Ведь были же ещё и внутриэкономические причины для введения монотеизма.
Дело в том, что уж очень разорительно сама по себе было славянское язычество. Слишком огромный ущерб экономике причиняли языческие ритуалы.
Во время религиозных обрядов, сжигалось, уничтожалось в качестве жертвоприношения большое количество материальных ценностей.
В никуда переводились плоды людского труда. Оружие, украшения, сотни голов скота – всё шло в жертву.
А дорогостоящие погребальные обряды!
Я уж не говорю, сколько леса надо извести, чтоб сжечь человека.
Но ведь вместе с ним уничтожалось, сжигалось, зарывалось в землю бОльшая часть имущества умершего!
Даже его жёны обязаны были совершать самоубийство на могиле мужа.
Прикиньте, какой ущерб экономике и демографии причиняло это безумие в масштабе страны и поймёте, что дешевле содержать всех христианских, мусульманских и иудейских священников вместе взятых, чем славянских жрецов.
Монотеистическая церковь хоть богатства на дым не переводит, а накапливает, да в оборот пускает Что положительно влияет и на экономику страны.
Да и, при случае, секуляризировать можно, хе-хе.
А у славянских язычников просто тупое, бездумное, безумное и ежедневное уничтожение материальных и людских ресурсов.
Ну куда это годится? Ведь год за годом славяне, благодаря язычеству, уничтожали большую часть прибавочного, а порой, и необходимого продукта во время языческих треб. Тут и печенегов
не надо – мы сами всё, что изготовим, уничтожим во славу Перуна. Сумасшедший дом какой то, а не религия.
Коснёмся и третьей экономической причины введения монотеизма. Язычество препятствовало проникновению передовых образцов науки и техники на Русь.
Русь, по мере своего развития, всё больше и больше нуждалась не только в материальных, но и интеллектуальных богатствах передовых стран тогдашней Ойкумены. В частности Византии.
Стремительно развивающейся Руси как воздух были необходимы зарубежные специалисты. Строители каменных зданий, оружейники, ювелиры, ремесленники других профилей.
Но они все христиане! А значит смертельные враги славянской жреческой касты волхвов. А каста эта, пользовалась огромным влиянием на Руси.
Пожалуй, сравнимым с княжеской властью.
Понимая, что проникновение христианства на Русь подрывает их позиции, жрецы всячески препятствовали появлению иностранных специалистов. Порой иностранцев просто сжигали на жертвенных кострах по указанию жрецов. Кстати, человеческие жертвоприношения широко практиковались на Руси вплоть до Крещения.
Какой же иностранный специалист поедет в страну где его в любую минуту могут в жертву принести?
Так, ради своих корыстных интересов и, демагогически прикрываясь религией, волхвы встали на пути развития экономики Руси.
Забавно, а ведь через много веков уже христианская церковь будет костями ложиться на путях русского прогресса, мешая России, тому же Петру Великому, проводить модернизацию страны.
Чистой воды историческая закономерность здесь проглядывает, не правда ли?. Что ни мракобес, так непременно Русь от влияния заграницы начинает защищать. Вот по этому признаку их всегда безошибочно определить можно. Мракобесов то.
Итак рассмотрев экономические причины, мы видим, что язычество наносило большой внешнеэкономический и внутриэкономический ущерб Руси. Являлось тормозом для экономического развития страны.
Перейдём в внешнеполитическим предпосылкам Крещения Руси.
Их не так уж много, но все до одной существенны.
Первую предпосылку мы уже назвали. Международные договоры заключённые с язычниками не стоили в глазах христианских и мусульманских владык той бумаги, на которой они были написаны.
Конечно и договоры с единоверцами нарушались сплошь и рядом, однако всё же исполнялись строже чем с язычниками.
Неотъемлемой частью тогдашней дипломатии были междинастические браки.
Как вы понимаете, Русь, оставаясь языческой, столь важное дипломатическое оружие использовать не могла. Что сильно вредило международным делам Руси.
Оставаясь языческой Русь не воспринималась миром в качестве равноправного партнёра ни в экономике ни в политике.
К десятому веку развитие Руси привело к тому, что терпеть подобную ситуацию было далее невозможно.
Не менее существенными были и внутриполитические предпосылки Крещения Руси.
Русь, в своём развитии, вплотную подошла к образованию единого народа, этноса, если хотите, и развитого раннефеодального государства.
Для дальнейших шагов в государственном строительстве требовалось единобожие.
Что из себя представляла Русь к моменту Крещения?
Более или менее равноправный, более или менее добровольный союз славянских, мерянских, фино-угорских племён, объединённый под властью одного из славянских племён-поляне, которое управлялось скандинавской аристократической и военной верхушкой.
Не было между ними ничего общего и ничто кроме княжеского меча и секир его варяжской дружины не держало вместе это огромное пространство, от Балтики до Чёрного моря, населённое разноликими и разноязыкими народами.
Однако просто насилием можно держать вместе рабовладельческую империю или раннефеодальное государство в период его становления.
Для дальнейшего развития феодального государства, где большинство населения лично свободные люди, одного насилия мало. Нужна идеология.
Чтобы сделать из той солянки, какой населена была Русь 10 века, один народ, необходима была хоть одна общая для всех характеристика.
В те времена таковой могла была быть только единая вера. А единой верой могла быть только монотеистическая религия.
Не может долго существовать феодальное государство если, грубо говоря, в каждой деревне там молятся собственному богу, как это было в языческой Руси.
Оно обречено на гибель.
Причём, скорее всего, такое государство уничтожит само себя в бесчисленных религиозных конфликтах, под лозунгом: «Бей неверных из соседнего села!»
Ведь нет более питательной почвы для конфликта чем религиозная и нет более страшных войн чем религиозные.
Давайте, маленько, позанимаемся извращениями, сиречь, альтернативной историей.
Представим, что Русь развивается, оставаясь языческой.
Я понимаю, что такое даже теоретически невозможно, но давайте попробуем.
Итак Русь развивается. Непременной стадией развития феодального государства является период феодальной раздробицы.
Непременным явлением феодальной раздробицы являются феодальные войны. На Руси они носили название княжеские усобицы.
В нашей реальности, где Русь приняла единую веру, эти усобицы возникали каждый год. Но, как на Руси, так и в других странах, эти феодальные разборки не носили кровавого, ожесточённого характера.
И население и экономика от них не так уж страдали.
Конечно, были в многовековой истории усобиц и исключения. Крупные кровопролитные сражения, ожесточённые штурмы городов, с пожарами и повальным грабежом.
Всё это было. Но, как исключение из общего правила.
А правило выглядело так.
Стоит какой нибудь град Энск. И правит там какой нибудь князь. Ну пусть будет Борис.
А у князя этого есть брат или ещё какой нибудь родственник. Но тоже князь. Пусть будет Елисей.
И решает однажды этот Елисей, что именно он, а не какой то Борис должен править Энском. Может он однажды, на ночь глядя, родословную свою перечитал и пришёл к такому выводу. А может просто наглый без меры.
( Юрий Московский, ввязываясь в борьбу за Великокняжеский стол с Михаилом Тверским, на вопрос: «Какие твои права?» ответил: «Десять тысяч бронной конницы- вот мои права»)
Как бы то ни было, а решает наш Елисей своего брата Бориса с города Энска турнуть. Собирает он свою дружину и идёт на Энск.
Замечу, в походе участвует только княжеская дружина. Никакого ополчения князь не собирает, людей от работы не отрывает.
По дороге на Энск грабежами дружина Елисея занимается, ну скажем так, умеренно. Елисей же рассматривает Энское княжество как свою потенциальную собственность. Кто же будет своё добро зорить?
Князь Борис выступает навстречу брату со своей дружиной. Встречаются два войска в чистом поле. И стоят. Силы друг у друга считают.
В девяти из десяти случаев дальше никакого сражения не происходит. Князья либо тут же мирятся. Либо князь Борис видит, что силами уступает князю Елисею и уходит по добру, по здорову.
К половцам уходит или к ляхам. Это зависит, кто к энскому княжеству ближе. Там просит помощи и, если получает её, идёт прогонять брата со стола.
Тот, увидев, что расклад сил поменялся, тоже уходит и, как правило, без боя.
А если сам не догадаются, так горожане подскажут. Им то без разницы под каким князем быть. Главное, чтоб войны не было.
Вот так и выглядела обычная княжеская усобица. Очень малокровно и очень малоразрушительна она выглядела. До смерти там редко били.
Но это так происходило в стране где одна вера. А теперь представьте, что Русь языческая. Что в каждом княжестве свой бог.
И, что каждая, даже наималейшая княжеская разборка, тут же превращается в религиозную войну. То есть в самую беспощадную из войн!
Что бы было?
А вот, что! Русь бы сгорела в пламени бесконечных межрелигиозных конфликтов в самое короткое время.
Итак мы видим, что в десятом веке Русь по множеству объективных причин должна была принять христианство. Иначе она бы погибла. Исчезла навсегда.
Так, что Крещение Руси не только прогрессивный шаг, но и жизненно необходимый.
И понятным становится, почему Крещение прошло без широкого применения насилия. Потому, что объективная необходимость, знаете ли, заставит себе подчиниться и без помощи стимулирующего пинка со стороны власти.
Большинство торговой и властной элиты Руси, к моменту Крещения, уже и так были христианами.
За исключением Новгорода.
Город сей вообще всё Средневековье выделялся из общего ряда русских земель. Выделился и при Крещении.
Вот теперь мы и подошли к ответу на вопрос, поставленный нами в самом начале. Почему именно к Новгороду пришлось применять силу при Крещении?
А вот почему. Помните те причины экономические и политические, что вынуждали Русь принять христианство?
Так вот, в случае с Новгородом ТЕ ЖЕ САМЫЕ причины заставляли местную элиту придерживаться язычества.
Новгородцы осуществляли внешние связи, в основном, с североевропейскими странами. А они то, в то время, оставались ещё языческими в основном.
Поэтому, в отличии от остальной Руси, в Новгороде язычество не мешало, а помогало внешней экономике и политике этого богатейшего из русских городов.
Рассчитывать, что при таком раскладе Новгород примет христианство без сильного давления, Владимиру Святому не приходилось.
Потерять же Новгород для Руси было невозможно. Его огромное значение для экономики страны не приходится и сейчас объяснять. Владимиру, разумеется, оно было ещё очевидней. И так же
очевидно было и то, что останься Новгород языческий, он непременно бы уходил из Руси.
Для сильного государства, для сильной великокняжеской власти нужна одна вера.
А значит Новгород надо любой ценой заставить её принять.
И Добрыня повёл полки.
ИГОРЬ НАЗАРОВ
( продолжение следует)