изгои
Князья и изгои. Часть 2: Олег Гориславович
Вот мы и возвращаемся с вами из нашего долгого заморского гостевания на Русь. Покинули мы её в трагический для наших предков 1093 год. Год лютый. Год разгрома и почти полного уничтожения объединённых русских дружин на реке Стугне в страшной сече с половцами и полного разорения южных земель Руси.
Но не кончаются этим наши беды в конце 11 века, а только начинаются
Ибо время это было для Руси переломное. Время, когда ломался старый государственный порядок , порядок княжеского наследия, плодивший изгоев и зарождался порядок новый.
А времена такие, переломные, всегда кровавые. Всегда, для страны, опасные. Ибо старое не хочет отступать, а новому отступать некуда. И если старое одолеет – страна погибнет.
А как же быть людям, живущим в такие времена? Отступиться от старого? От дедов – прадедов пришедшего?
Но оно привычно и понятно! Но оно овеяно вековыми традициями! Но на нём сияет отблеск славы предков!
А новое лезет наглое, кровавое, хищное. Воняет трупным запахом и дымом спалённых городов.
Как же распознать, что именно в нём жизнь, а вот в том старом, благочестивом и традиционном – смерть?
И если не распознают, если силы старого, традиционного одолевают новое – то гибнет страна.
А если новое одолеет – то страна изменяется и становится сильнее. И новое становится уже привычным, а потом и благородным, традиционным, овеянным славой предков.
Трупную вонь от этой славы покрывают фимиамом и ароматом кадил.
Разорённые города и сёла, заваленные трупами поля и овраги, дороги, размокшие от грязи, кала, и человеческих кишок вбитых в них копытами коней, по самое брюхо забрызганных человеческой кровью, вереницы несчастных пленников бредущих по этим дорогам в рабство назовут ратной доблестью и славой
А правителей, упившихся кровью, погрязших в жестокостях, изменах, братоубийствах нарекут святыми, поставят им памятники и будут от века в век гордиться ими, рассказывая об их мудростях и доблестях.
Так было всегда в истории человечества, так есть и сейчас.
Сказано, что человек рождается между мочой и калом. Но не только человек, но и народ, но и нация, но и страна, но и религия тоже рождаются перемазанные в моче, кале и крови.
По другому не бывает. По другому и не будет.
И приступая к продолжению рассказа о русской истории не будем высокомерно и ханжески осуждать за это предков, но и не станет же их приукрашивать.
Поставим себе святой заповедью: своё гавно не пахнет, но гавном всё равно остаётся и конфетку из него делать не надо.
То есть попробуем придерживаться того метода описания истории, за который во времена познесталинского маразма , сопровождающегося припадочным патриотизмом, лишали научных званий, не давали печататься, выгоняли с работы и, порой, сажали. Метод этот называется «объективизм». Суть его я вкратце выше описал.
Давайте же приступим.
А мостиком, по которому переберёмся мы из - за моря в нашу Русь и, одновременно, эпиграфом к грядущему повествованию пусть будут вот такие слова смоленского епископа тех времён:
встали и языки друг на друга:, фряги, ляхи, немцы, литва. Но что мне говорить прочих языках неверных и некрещеных? Мы сами, называемые христиане, правоверные и православные, ведем между собою брани и рати. Случается так: встает правоверный князь на правоверного князя, на брата своего родного или на дядю и от вражды, непокорения и гнева доходит дело до кровопролития. Воины, с обеих сторон православные христиане, ратуют каждый по своем князе, волею и неволею; в схватке секутся без милости: поднимает руку христианин на христианина, кует копье брат на брата, острит меч приятель на приятеля, стрелами стреляет ближний ближнего, , сулицею прободает сродник сродника, племенник своего племенника низлагает и правоверный единоверного рассекает, юноша седин старческих не стыдится и раб божий раба божиего не пощадит».
И вот мы снова с вами на Руси. Снова в 1093 году и этот проклятый год всё никак не заканчивается.
На разорённую Русь надвигается голод. Ведь посевы вытоптаны и сожжены, а люди порублены или уведены в половецкий плен.
Кому собирать урожай? Кому отстраивать сгоревшие города и сёла? Кому вставать под ратные знамёна княжеских дружин?
У Мономаха, сидящего в Чернигове, там на Стугне погибли или пленены все бояре!
У Великого князя Святополка, зализывающего раны в Киеве, ситуация ещё хуже. Там ведь не только дружина, но и киевская городовая рать пала под половецкими саблями.
Весь остаток года князья занимаются выкупом пленных. Казны не жалеют. Люди Руси нужны. Очень нужны.
Тут надо сказать следующее, принято горевать над судьбой тьмочисленных русичей, угнанных степняками в полон. И это правильно, и это верно, ибо судьба у них была тяжкая.
Но жалея их, не будем забывать, что большинство их вскоре возвращалось обратно на Родину, выкупленные назад князьями, а позднее и царями русскими.
Это конечно те, кто не умер по дороге в плен, и на кого хватило времени и денег на выкуп.
Да, полон Русь всегда выкупала. Позднее был даже введён особый налог для этих целей – «ордынская деньга»
К своим вернувшимся пленным тогда, в отличии от более поздних времён, на Руси относились с заботой и вниманием. Им давали ссуды на обустройство и подьём, освобождали на какое то времени от податей. Раб или холоп, побывавший в степном плену, получал свободу. Порой случалось так, что за «полонное терпение» даже боярством жаловали.
Конечно, кроме милосердия и желания помочь своим, попавшим в беду, двигало русскими князьями, при выкупе пленных и экономическая нужда.
В аграрном обществе главная ценность-земля. Но ей ноль цена, если она не населена крестьянами.
Как же тут пленных не выкупать?
А для степняков это из- века в век был своего рода бизнес. Набежали на Русь, угнали полон – сидим ждём выкупа.
Поймём и их. Выше мы уже говорили, что степняки иначе жить просто не могут. Так, что ж им – не жить, что ли?
(Впрочем, в дальнейшем мы с вами увидим, что Владимир Мономах придерживался именно такой точки зрения)
Итак, Русь пытается придти в себя. А вот Великий князь Святополк, похоже, нет.
В том проклятом году, который, ну ни как не мог, конечно, закончится без каких нибудь приключений учудил он такую чуду.
Кроме нехватки рабочих рук и значительных потерь посевов, угрозу голода усугубляло обрушение южной торговли.
Не шли купцы в тот год с юга в Русь. Ни с Руси на Юг.
А вся соль на Руси – привозная. Причём именно с Юга её и привозили. Вот и не стало соли на Руси. А соль тогда – единственный консервант. Ни о каких запасах на зиму без соли и помыслить нельзя было.
А в Киево-печерской Лавре в тот момент, откуда то скопились запасы соли, просто неимоверные. То ли монахи их раньше купили, предвидя беду, то ли очень долго копили.
И монахи Киево-Печёрского монастыря почему то решили вместо того, чтобы продать её по стократно выросшей цене , взять да и раздать соль киевлянам за так. Совсем за бесплатно.
Видимо страдания народа в тот год были много страшней, чем нам донесли сквозь века летописи.
Вот и тронули они монашеские души.
А душу Великого князя Всея Руси– нет.
Святополк Изяславич прознал про монастырскую соль и страшно воодушевился.
Помните, как он однажды уже пытался разграбить этот монастырь? Сокровища он там всё искал?
« В этот год, соль, чем не сокровище?» очевидно, решает он и…врывается с дружиной в монастырь.
Грабит его и вывозит всю соль подчистую из закромов монастыря в закрома Родины.
В процессе конфискации церковной собственности дружинники князя убивают нескольких монахов, наиболее активно сопротивлявшихся столь прогрессивному явлению как секуляризация.
А настоятеля Киево-Печерской Лавры, Святополк, как и в прошлый раз, кидает в поруб, чтоб сей мракобес не стоял на пути прогресса.
Нет, вы не подумайте плохого, всю соль, Великий князь, сам жрать не стал конечно. Он позаботился о народе. Стал её продавать. По сложившимся тогда рыночным ценам
( прикиньте их размер сами, а то у меня фантазии не хватает)
А если у кого денег нет ( а их после такого бурного года ни у кого нет), им как быть? Таких князюшка в беде тоже не бросил. Соль давали в долг! Под несколько сотен процентов годовых.
Однако Святополк хорошо помнил, как в прошлый раз Мономах заступился за монастырь. Опасаясь грозного и популярного на Руси черниговского князя, Святополк решил его задобрить. А, заодно, и замазать.
И вот в один прекрасный день в Чернигов прибывает из Киева огромный обоз с солью. Подарок от Великого князя Владимиру Мономаху!
Владимир Мономах, у которого вся голова изболелась от мыслей, где добыть соль, сначала не поверил своим глазам, увидев ряды телег с солёным золотом.
А потом не поверил своим ушам, когда узнал, где и, главное, как Святополк раскопал на Руси соляные копи.
Придя в себя от известия о том как Великий князь Всея Руси штурмует и грабит старейший монастырь Всея Руси, Мономах впал в страшный гнев.
Он пишет Святополку гневное письмо требуя немедленно выпустить настоятеля монастыря, заплатить виру за убитых монахов и вернуть монастырю соли.
А, что же Мономах решил с той солью, что прислал ему в дар Святополк?
ПРИНЯЛ эту соль Мономах. Куда ж ему деваться то было? Голодом, что ли землю выморить?
А Святополку только этого и надо было. Настоятеля он выпустил, виру за убитых заплатил и ещё кой чего прибавил за погром и бесчестие. А вот соль, не вернул. Понял, что Мономаху, за это спросить с него теперь совесть не позволит.
Святополк же хорошо знал, что она была у Мономаха. Совесть то. И, видимо, сильно удивлялся, как это Мономах позволяет себе иметь такую роскошь.
В следующем 1094 году видели на Руси очень странное небесное явление. Вот как описывает его летопись:
Того же месяца 10 числа солнце при своем восхождении было на три угла, как коврига, , потом сделалось мало, как звезда, и погибло; 14 числа солнце опять начало погибать и три дня являлось в виде месяца; того же 14 числа, как солнце стояло месяцем, по обе его стороны явились столпы красные, зеленые, синие, и сошел огонь с небеси, как облако большое, над ручьем Лыбедью; всем людям показалось, что уже пришел последний час, начали целоваться друг с другом, прощаться, горько плакали, но страшный огонь прошел через весь город без вреда, пал в Днепр и тут погиб.
Вот, что это такое было? По описанию очень похоже на солнечное затмение. Но какое же это затмение?
Пусть 10 числа Луна закрыла Солнце. А, что 14 числа Луна вернулась назад, опять закрыла солнце и три дня стояла на месте, что ли?
Про разноцветные огненные столпы я даже и предполагать не берусь, что это такое.
Но это было! И было не к добру. И это «недобро» себя ждать не заставило.
Владимир Мономах получает страшное известие. Из Степи на Русь идёт огромное войско.
Это Олег Святославич, князь – изгой, с кем простились мы в византийской тюрьме, возвращается на Русь.
Он пришёл в третий раз. Он пришёл за СВОИМ. Но пришёл за Черниговом, где его отец княжил четверть века.
С ним тмутараканская дружина, византийский полк и вся орда донецких половцев Тугоркана.
В Чернигове с Мономахом всего сто дружинников.
Я не знаю, почему дальнейшее не вошло в школьные учебники, почему про это ещё не снят фильм!
Но, вы не поверите, сто русских дружинников во главе с Мономахом восемь дней будут отбивать атаки многотысячного войска!
Но об этом в следующий раз.
(продолжение следует)